Фотографии и другие материалы, присланные к пятидесятилетию
(продолжение 6)

Шавкат Алимов

Письмо Шавката Тане Рябых

Дорогая Татьяна,

Я до последнего дня надеялся, что смогу прилететь в Москву и встретиться со всеми друзьями, с которыми провел вместе лучшие годы моей жизни в стенах лучшего университета мира. Увы, обстоятельства оказались сильнее меня. Я оказался вместе с Василием Ажаевым «далеко от Москвы» и вместе с Алитетом «ближе к горам» (наше поколение меня поймёт).

За пятьдесят лет мне пришлось поработать во многих университетах, оснащены они были, возможно, лучше, чем наш, но нигде я не встречал такой атмосферы, какая была на нашем курсе. Вообще-то я придерживаюсь основанной мной теории, что за всю историю человечества наиболее успешный выпуск в свет новых экземпляров людей состоялся в 1945 году (в последний год последней мировой войны), и я нигде не встречал контрпримеров к этому утверждению. Так что дело не только в оснащённости университета, не только в высоком уровне учителей, но и в исключительном отборе учеников.

Меня поразила найденная мной недавно информация о том, что в начале шестидесятых годов прошлого века наиболее престижной в нашей стране считалась профессия физика. Никогда до и после такого не было. Это означает, что на нашем курсе собрались самые выдающиеся представители тогдашнего общества. Когда мне рассказывают о таких блестящих учёных, как Евгений Никишин, Николай Тюрин, Виктор Саврин, Алексей Сисакян, я с гордостью говорю, что это мои однокурсники. Когда я вижу, как люди восхищаются Сергеем Никитиным, я рассказываю, как мы вместе выполняли лабораторные работы.

Кто-нибудь может подумать, говоря словами классика советского кинематографа и героя гражданской войны – «к чужой славе примазаться хочешь?». Я отвечу – да, и собираюсь когда-нибудь написать об этом книгу под названием «Пять лет среди гигантов мысли».

Такого набора студентов, каким был наш курс, нет и, наверное, уже не будет.

P. S. Мне посчастливилось быть учеником Владимира Александровича Ильина, нашего любимого лектора с первого курса. Посылаю Вам в качестве приложения фотографию, сделанную в кабинете В. А. на факультете ВМиК в декабре 2004 года. По правую руку от В. А. стоит его лучший ученик Евгений Моисеев, декан факультета ВМиК (окончивший физфак через три года после нас), по левую руку – ваш покорный слуга.

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Шавкат Алимов.

 


Тамара Зубиева и Надежда Лисюнина


Нам 20 лет. Тамара Зубиева (слева) и Надя Лисюнина в Дубне в 1965 г.
(там находилась кафедра физики элементарных частиц).


Константин Гуртовой


Костя Гуртовой даёт пояснения президенту академии А.П. Александрову в лаборатории Курчатовского института (1987)

Костя Гуртовой с дочерьми Дашей и Полиной слушают застольный монолог дедушки-артиста (2006)

Фото на память с Автор Покровских ворот Леонид Зорин с женой и Костя Гуртовой с женой Катей и дочкой Полиной (2006)

Татьяна Курганова

     Я закончила кафедру общей физики для мехмата.
После защиты диплома по распределению отработала 3 года в Институте космических исследований Академии наук, который тогда был еще в стадии становления. Оказалось, что это не лучший вариант для молодого специалиста. Потом я ушла работать в оборонку, где в конце концов и защитилась. Ясно, что научная деятельность, защиты диссертаций и т.д. . никогда там не стояли на потоке и особенно не поощрялась, а были как бы побочным продуктом основной работы. После перестройки финансирование института сократилось, так что мне почти не удалось воспользоваться теми скромными благами, которые могла дать степень. Пришлось искать другую работу, в коммерческих структурах, где в конце концов я поняла, что совсем не знаю жизни.
     Но как это часто бывает: если закрывается одна дверь, открывается какая-то другая. Иногда достаточно небольшого толчка или чужого примера, чтобы заняться чем-то совершенно новым. Люба Якшина (Миронова), с которой мы дружили на первых курсах, но не знали, что обе пишем с детства стихи и рисуем, оказалась таким примером.
     Как известно, творчество требует определенной свободы, поэтому пенсия подоспела как раз вовремя.
В настоящее время я печатаюсь в различных поэтических альманахах и сборниках, пробую себя в прозе, в художественном оформлении книг на основе компьютерной графики, в авторской песне, являюсь автором книг для детей и взрослых, отмеченных литературными премиями и медалями МГО Союза писателей России.


Дачная амнистия

С мужем, младшим сыном Костей и самым младшим внуком Жориком

Веселые ребята - среднее поколение внуков на даче
К 50-летию окончания Физфака МГУ

Не считайте в уме осторожно,
Сколько зим нам осталось и лет!
Вечно жить на Земле невозможно –
Вот и весь немудреный ответ.
Только память пока не смирилась
И опять за собой повела
Убедиться, что жизнь не приснилась
И что юность прекрасна была.

Было синее-синее небо
И цветущая в мае сирень,
Были первые в жизни победы
И некстати пришедшая лень,
И любовь без границ и без меры,
Философских идей глубина,
И по-детски наивная вера
В то, что жизнь бесконечно длинна.

Как упрямы мы были и строги
И не знали почти ничего
О превратностях нашей дороги,
Где наука превыше всего!
Но в студенческой жизни, кипящей,
Вольным воздухом жадно дыша,
Обретали друзей настоящих,
Без которых тоскует душа.

Мы сегодня друзей вспоминаем,
Восхищаясь, ценя и любя,
Их короткую жизнь продлеваем,
Примеряя ее на себя,
И на миг позабыв про реальность,
Потихоньку прикроем глаза,
И под гулкими сводами зданья
Нам послышаться их голоса

Старых песен знакомые звуки
Снова силу свою наберут,
Если наши подросшие внуки
С удовольствием нам подпоют,
И опять запылают зарницы,
Мир уставший наполнив собой,
И друзей благородные лица
Станут вновь путеводной звездой.

Позже будут опубликованы фотографии студенческой поры.


Ирина Егорова

     После окончания физфака я поступила в аспирантуру в НИИЯФ МГУ и осталась там работать, защитила диссертацию и работаю сейчас зам. зав. отдела.

     Однажды мне удалось нырнуть с маской в море-океан. Я была потрясена тем, что я там увидела. Это была необыкновенно прекрасная и необыкновенная жизнь! А на берегу можно было что-то приобрести. Так началась моя коллекция раковин и продолжается уже больше 40 лет. За это время их скопилось достаточно, конечно мне помогала вся моя семья. Теперь уже коллекция занимает всю стену, и уже бывает, что не хватает места. Я не хвастаюсь, но в некоторых музеях их бывало меньше.

 

     Другая яркая страница для меня началась с 1991 года, когда рухнул Советский Союз. Я нашла своего друга, ещё по агитбригаде, Михаила Астафьева и влилась в его группу, потом в движение, а потом и в партию. Для меня это было очень интересно и познавательно, ведь о многом я ничего не знала. Я узнала много интересных и просто выдающихся людей, училась у них, много читала, и сейчас сверяю с ними свои мысли и очень радуюсь, если они совпадают. Мир меняется, и для меня важно осмыслить все, что происходит. Очень хочется дожить до момента, когда что-то все-таки начнёт меняться в лучшую сторону. А это случится обязательно, потому что я оптимист.

       


Татьяна Пчелинцева

     Окончила кафедру волновых процессов. В течение 30 лет работала в Научно-исследовательском институте органических полупродуктов и красителей (НИОПИК). За разработку элементов лазерной техники для космической аппаратуры была награждена медалью «За трудовое отличие». Являюсь соавтором 11 авторских свидетельств (патентов).
     После ликвидации Отдела в НИОПИК вышла на пенсию и подрабатывала разнообразными способами (реклама, стрижка людей и собак, бухгалтерия и др.).
     Имею сына и дочь и троих внуков.


С собакой Ассоль (чемпионкой России)

В компании астрономов

В Праге за кружкой пива

Турышева, Киселева, Пчелинцева

Под сиренью у физфака.
Турышева, Пчелинцева, Киселева, Тяжельникова, Юзефович
и внучка Загородниковой


В Шульга (1966)

Владимир Шульга

     С 1971 года, после окончания аспирантуры физфака, работаю в НИИ ядерной физики МГУ. Ведущий научный сотрудник, д.ф.-м.н. Занимаюсь компьютерным моделированием взаимодействия атомных частиц с твердым телом. Много работал за рубежом (Дания, Германия, Бельгия, Италия). В Дании был 15 раз и провел там в общей сложности три года. Есть дочь, внучка. Дочь – художник, фотограф, дизайнер.

 


На Капитолийском холме
(Рим, 1992)

На берегу Тихого океана
(Санта-Барбара, 1994)

На Эйфелевой башне (1999)
 

Дирк Зюндер

       
Дирк Зюндер. 1964 год


Людмила Духнина

     Я – Людмила Духнина. После физфака много лет работала в НИИ силовой электроники в г. Саранске, участвовала в проектировании силовой части атомного ледокола «Ленин» (жив курилка!), защищалась (к.т.н.) в Горьковском политехе (Нижний Новгород). После развала СССР пришлось перейти на преподавательскую работу сначала в педуниверситет в Саранске, а с 2004 г. – филиал МИРЭА в г. Дубна (до его расформирования в 2014г. в результате реформы образования). С 2004 и по сей день работаю в школе №1 г. Дубна – преподаю информатику.
    У меня дочь и двое внуков.


Людмила Духнина с дочкой, зятем и внуками.

    Обожаю путешествовать и сочинять для внуков сказки. Мечтаю их (сказки) опубликовать.


Ницца, 2011 год. Всем привет!


Ю. Гринёва, Л. Духнина, А. Турышева,
Е. Лихтман, Т. Быкова.
31 декабря 1965 года

Л. Духнина, В. Наумова, Ю. Гринёва, Т. Быкова, А. Багров,
Л. Чуприкова,
Е. Лихтман, Л. Малявин, В. Морозов, К. Бронников

Кароль Субчинский

    Ja, Witold Karol Subczynski (Karol).
Prijehal ja na fiz-fak v sjentjabrje 1964 goda. Togfa prijehalo nas iz Polshi djesjat studjentov na trjetij kurs razlichnyh kafjedr. Ja prijehal na kafjedru fiziki atmosfjery. S vypuskom 1968 prouchilsa pjervyje dva goda. Potom pjerjevjolsa na kafjedru biofiziki s potjerjej odnovo goda. Pjervyje dva goda, kotoryje ja provjol s vypuskom 1968 ostalis v mojej pamjati ochjen chjotkimi i vaznymi. Vjed byli to gody provjedjonnyje za granicjej, v Moskvje, i v MGU. Dumaju, chto oni silno povlijeli na mojo mirovozrjenije, otnoshjenije k ljudjam, otnoshjenija k drugim kulturam i stranam. Pomnju druzjej i koljeg, s kotorymi vstrjetilsa i obshchalsa v eti gody i nadjejus uvidjet ih vo vrjemja nashjej vstrjechi. Potom poshla boljeje uzkaja spjecjalizacija, i s mojevo vypuska (1969) pomnju tolko nashu grupu biofizikov.

    Poslje zashchity diploma rabotal na kafjedrje biofiziki Jagiellonskovo Univjersitjeta v Krakovje. No v 1972 godu udalos mnie prijehat snova na kafjedru biofiziki MGU, v aspiranturu. Eta aspirantura oprjedjelila moju dalshuju nauchnuju zizn. Togda nachal izuchat strukturu i dynamiku biologichjeskih mjembran s pomoshchju spinovyh zondov i tjehniki elejtronnovo paramagnitnovo rjezonansa (EPR). Etim i zanimajus do sjevodnjeshnjevo dnja. Poslje aspirantury snova vjernulsa v Krakov. S 1980 nachal sotrudnichjestvo s National Biomedical EPR Center, Medical College of Wisconsin, Milwaukee, USA. V 2000 pjerjejehal zdjes na postojannoje zitjelstvo. Rabotaju do sih por i nadjejus porabotat jeshchjo nieskolko ljet (poka budu poluchat granty).
Prisojedinil tri snimka. Na pjervom, Ljev Aljeksandrovich Blumenfeld pozdravljajet mjenja s uspjeshnoj zashchitoj diplomnoj raboty. Na vtorom, v tot zje djen nasha grupa biofizikov poslje zashchity diplomov. Na trjetjem, ja sjejchas na „rabochjem mjestje”.

                      


Светлана Меньшикова

Закончила астрономическое отделение, ушла в информацию, место работы одно- Институт ядерной физики в Гатчине, муж-один, сын-один, внуков-четверо, сын с семьёй живет в Канаде.


Александр Куминов

    Я окончил факультет по кафедре астрофизики и распределился в Центральную аэрологическую обсерваторию Госкомгидромета. Там начинались исследования по физике солнечно-атмосферных связей и обсерватории были нужны специалисты соответствующего профиля. Кстати, в ЦАО же начинала свою работу незабвенная Нина Савельева – организатор наших первых встреч однокурсников.
    Первые четыре года проработал на станции ракетного зондирования атмосферы ЦАО, расположенной на Капустиноярском ракетном полигоне МО в Астраханской области. Жил в городе Капустин Яр-1 (не удивлюсь, если кто-то из однокурсников бывал там в командировках). Там и женился.
    Так в ЦАО все и работаю. Научные интересы укладываются, в основном, в два направления: моделирование незональной (то есть зависящей от долготы) циркуляции термосферы и моделирование эффектов солнечных протонных вспышек в средней атмосфере Земли (впрочем, и для Марса тоже посчитали). Если же кого заинтересуют подробности, то добро пожаловать в ResearchGate.

    И все-таки главным результатом своей жизни считаю своих дочерей, Екатерину и Елену.
Катя – журналистка. Алена – инженер-химик (по совместительству – студентка-заочница РХТУ им. Д.И. Менделеева. Учит математику по учебнику В.А.Ильина и Э.Г. Позняка, нахваливает его и при этом завидует мне. Вы понимаете).
    А еще я благодарен судьбе за то, что она дала мне возможность принять участие в воспитании внука. Максиму девятнадцать лет и мы с ним – друзья. Я горжусь этой дружбой.   


Катя

Алена

Максим

Галина Бреховских и Борис Тараканов

Их семья


 Внучка Маша Сазонова, преподает английский.

Сын Миша Тараканов - биолог, занимается дельфинами.

 Внучка Маша с мужем Олегом и правнуком Егоркой.

Сара Рамазанова

Закончила астрономическое отделение, кафедру небесной механики и гравиметрии, зав. проф. Дубошин Георгий Николаевич. По направлению попала в Чимкентский пединститут на кафедру физики. Все 50 лет проработала на этой кафедре, преподавала астрономию, общую физику и теорфизику на русском и казахском языке. Сейчас этот институт называется Южно-Казахстанский государственный педагогический университет, а кафедра - кафедра физики и математики. Преподаю астрономию, астрофизику, общую физику на казахском и английском языках - на английском только начала и не совсем уверенно, но политика трёх языков в Казахстане призвала меня совершить подвиг - на старости лет изучать английский, хотя до этого обходилась умением переводить. Думаю, Саша Куминов и Саша Багров немного в курсе моей работы. Защитила в советское время кандидатскую диссертацию по истории астрономии в Москве в ИИЕиТ.


С. Рамзанова со студентом и телескопом

Кафедра физики и математики

     


Вячеслав Белый

    После окончания аспирантуры поступил на работу в ИЗМИРАН, Академгородок в Красной Пахре.
(сейчас г. Троицк, Новая Москва), где продолжаю трудиться.
    Вначале занимался прикладными задачами. В Гаване мы принимали сигналы стандартов частоты из Боулдера и по допплеровскому смещению частоты засекали запуски ракет на мысе Кеннеди.


Шпионская миссия на Кубе в 1975 г.

На каждой пальме табличка на русском
«Запрещен брать кокосовый Арех»

Затем вернулся к кинетической теории.


Ватерлоо, с соавтором и коллегой I. Veretennicoff.
У каждого свой Ватерлоо 
 

Судьба меня свела с И.Р. Пригожиным.
Общих работ не было, но были близко знакомы.

На вручении Государственной премии РФ
по науке и технике.
 

У М.С. Горбачева.

Карелия, в байдарке с Никитой Славновым.

Из всех конференций, что я участвовал, больше всего запомнилась конференция в Бразилии, остров Флорианополис.


Женат, сын, дочь, двое внуков. С внуком Николаем.