В. МАНСУРОВ

Связь вне времени и пространства

    Витя. А мы и не расставались...
    Университет, жизненные планы честолюбивых юных физиков, азарт молодости... Среди окружающих — Виктор, чья активность, живой интерес к людям выделяли его из многих других, по-своему интересных личностей. Этот интерес проявлялся иногда в агрессивной форме.
    Какой образ Вити сохранился у меня с тех лет? Его облик фотографии передают хорошо. Но запомнился не зрительный образ — другое: продуманная речь, идущая изнутри, отливаемая из мыслей тут же, на глазах; выговор, в котором легко узнать не-москвича. Но главное — глаза. Иногда, обращаемые вовнутрь, они становились грустными, почти печальными, а Витя как будто оставался без плоти — одна душа.
    Сейчас уже не помню, как именно мы познакомились. Витя Шварцман, Миша Мацковский, Игорь Козлов, Йосик Бернштейн, Боря Шапиро, компания Вити и его друзья — это и стихи Пастернака, Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама, Гессе, это Шагал, Дали; Кафка, Набоков, Фрейд, что в 60-е годы не только было трудно достать, но и обсуждать зачастую просто не с кем. Витя для меня — это ещё очень сокровенное, существовавшее только для нас. И я знал наверняка, что внутренняя культура Вити не позволит никому заглянуть в наши отношения.
    А они не всегда были простыми.
    За своё место у Вити я не боролся; оно у меня всегда было; другое дело — он мог быть кем-то или чем-то увлечён, занят, озабочен. А я хорошо знал, как он умел работать, чего ему стоило вписаться в орбиту Якова Борисовича. Мы несколько раз вместе готовились к экзаменам, я видел и сильные, и слабые стороны его как физика. Но физика в наших отношениях была далеко не самым главным предметом.
    Многие воспринимали Витю колючим, покрытым крепким панцирем. Но многие ли знали, какая беззащитная и нежная душа скрывается под этим панцирем?
    В компаниях Витя всегда был заводилой, всегда возбуждён; вечно что-то затевал и организовывал. Как редко потом приходилось встречать такую беззаветность к друзьям! Как не хватает сейчас его энтузиазма, его энергии!
    Я чувствовал себя под покровительством Виктора достаточно уютно — его авторитет в глазах друзей был высок. Друзья знают и пари, и язвительные шутки, и прозвища, которыми мог быть одарён каждый; и его шутки и розыгрыши далеко не всегда были безобидными. Но всё это можно былое пропустить мимо, чтобы потом, “достучавшись”, тронуть струны и заставить зазвучать оркестр.
    Музыка — это первое, что нас связало. Витя открыл мне поэзию, я ему — музыку. Поэтому я знал, какой ключ заставляет его “сбрасывать панцирь”. Надо лишь создать образы, заставить их жить, — но сделать это экспромтом, у него на глазах, высекая образы из его души.
    Помню, как я получил пожизненный кредит доверия. Как обычно, Виктор затеял встречу друзей, на которой каждый должен был зачитать своё эссе на тему “О видах творчества”. Витя, как обычно, был “председателем жюри” и ведущим. Помню, Миша Мацковский дал классификацию, как обычно, обстоятельную, конкретную. Игорь Козлов сказал несколько слов, касавшихся процедурных тонкостей. Я прочитал очень короткий доклад, суть которого состояла в идее метауровня, в противопоставлении любой сформулированной классификации, “слова изречённого” — живому, творческому общению как высшему виду творчества. Эта мысль — творчество в жизни, в материале жизни, ценою жизни — витала тогда в воздухе; но сформулированная, она так поразила Витю, вызвала такой отклик, что мы больше ничего обсуждать в тот вечер не могли, так как, по мнению Вити после этого “доклада” говорить было нечего.
    Позже, защитившись, я принял предложение Вити участвовать в его эксперименте в обсерватории. Но работать с Витей было не легко. К тому же 71-73 годы — не простой период; в его личной жизни. Быт в САО на Верхней научной площадке был уникален. Жизнь в горах на высоте 2000 метров. Советская Швейцария по словам Вити. Оставаясь в горах один-на-один с самим собой, будь готов к вопросам, идущим изнутри, из глубины своего подсознания, души. Это может быть трудно.
    Работать приходилось большей частью ночью, а днём мы могли общаться. Звёздное небо в САО, закаты и восходы, краски гор, ветер и снег, рододендроны и шум реки в ущелье ... Времени было достаточно, так как быт в САО в те годы нас не слишком донимал.
    Пожалуй только Йосик Бернштейн знал, как живёт Витя в САО в те годы... Вот и фотографии тех лет у меня сохранились... Посылки из дома, печенье, сделанное мамой, её письма... Мало кого Витя допускал близко к себе в то время.
    Помнится наше путешествие из САО на попутках в Коктебель и поход по горам Северного Кавказа. Нет, поход был раньше Коктебеля. Но общение с Витей оставалось для меня вне времени.
    Вспоминается Виктор-руководитель, начальник ... Нам, друзьям, однокашникам, оказаться в положении подчиненный — начальник! Сейчас я бы сумел избежать таких ситуаций. Но тогда... По-моему, даже мудрый Йосик не избежал осложнений. Помню, когда я просил Витю заказать машинное время для обработки очередного эксперимента, в ответ услышал: “Почему я, почему не Зельдович?” Тот, кто знает, кто такой Зельдович и что Витя был одним из любимых учеников Якова Борисовича, легко поймёт сарказм этих слов Виктора-начальника. Но идея эксперимента была блестящая! Ради неё и Вити можно было многое вытерпеть.
    Позже Витя нашёл свой имидж, но no-началу многим доставалось. Уехал я из САО сильно обиженный Витей.
    Потом были письма, очень искренние и серьёзные, с извинениями, и в прежней дорогой нам тональности. Да и обида прошла — даже слабости друзей можно любить. Я знал, что моё место по-прежнему остаётся. Но у меня уже семья, дети... Встречаться часто мы теперь не могли.
    Каждый раз, когда я приезжал в САО, спрашивал, как дела у Виктора, бывал у него на семинаре; если Виктор был в САО и не был занят, заходил к нему. Сохранилось почти всё — и традиции общения, и понимание с полуслова, и доступные только близким людям “ритуалы”. По-прежнему обсуждались “темы” — результаты духовного и жизненного опыта, быть может, самые ценные достижения жизни. Помню, с сыном Сергеем, собираясь в САО, захватили из Москвы банку нашего любимого сока манго — с этим ритуалом у нас много связано — это наш символ праздника. Но Витя нас упредил, сам встретил нас соком манго. Так сын Сергей запомнил Витю: “Это тот дядя, с которым мы пили манго?”
    Одну из именно таких тем я так и не успел предложить на наших общих встречах для обсуждения. Чтобы хоть в какой-то мере отразить их дух, занимавшие нас проблемы, пользуясь теми правами, которыми я обладал в отношениях с Витей, хочу привести текст такой “темы”, одного из моих проектов в качестве приложения к воспоминаниям.
    Начало пятого десятилетия. Критический возраст. Я только-только сам начал выкарабкиваться из кризиса профессиональной и духовной зрелости, через который, — как теперь хорошо знаю, многие в этом возрасте проходят. Сейчас, проанализировав гороскоп Вити, я знаю — продержись он 5-7 дней, кризис миновал. Сейчас я смог бы достучаться до него, найти нужные слова, в конце концов, просто подсоединившись к нему, взять часть нагрузки на себя. Сейчас я смог бы. Но тогда — не получилось.
    “Закрыв глаза, я жду весны,” — начало любимого Витиного стихотворения. Мы не расставались. Я тоже жду весны...

Тема, которую мы с Витей не успели обсудить

КОНЦЕПЦИЯ АСТРОМУЗЫКИ

    Астромузыка — это новый синтетический вид искусства, отвечающий духу конца XX — начала XXI века. Разработка астромузыки требует знакомства с музыкальной грамотой, теорией композиции и гармонии, математикой, астрономией, астрологией, психологией, социологией, эзотерическими учениями. Это искусство, требующее высокой духовной дисциплины и доброжелательности от авторов и всех участников, готовности помочь ближнему. Для астромузыки справедлив принцип Гиппократа: “Главное — не навреди”
    В основе идеи, приведшей к этому искусству, лежит понимание гармонии как некоего высшего начала, которое едино и может восприниматься самыми различными способами. Тем, кто активно освоил идеи астрологии, известно, что восприятие мира зависит от расположения планет, от аспектов, которые они образуют. Даже те, кто не разделяет идеи астрологии, всё равно подвержены тем колебаниям настроений, побудительных мотивов и чувств, которые предопределены и могут быть вычислены, но они ими пренебрегают; по крайней мере, не осознают.
    Изучавшие астрологию знают, что аспекты, которые образуются планетами, могут быть гармоничными и дисгармоничными; планет, которые учитываются астрологами, по крайней мере 9; они могут одновременно образовывать множество аспектов, причем следует различать возвратное (ретроградное) движение и прямое движение, сближение и расхождение планет, знаки Зодиака, в которых находятся планеты и множество других моментов. Синтетическое восприятие расчетов затруднительно — трудно представлять и держать в сознании одновременно много параметров. Значительно легче представить эти расчёты в виде аккорда, в котором все планеты и аспекты, которые они образуют друг с другом, будут представлены по законам музыкального восприятия. Поэтому образное выражение “музыка небесных сфер” может пониматься буквально.
    Естественно, астромузыка — это не один аккорд, соответствующий гороскопу на данный момент. Это смена аккордов, движение внутри аккорда, его развитие, отражающее развитие личности на протяжении некоторого периода времени. Это может быть панорама развития человека за несколько лет, панорама всей его жизни; панорама страны, цивилизации. Внешне астромузыка может напоминать музыку для медитаций, используемую психиатрами в медицинских сеансах. Музыка будет оказывать сильное воздействие на психику, так как она будет рассчитана на данного человека, являясь его ключом, подходящим лично и только к нему и только в данный момент. Астромузыка — музыка принципиально разового звучания. Она неповторима и невоспроизводима. Человек узнает себя в этой музыке, он видит себя со стороны и понимает, что то, что он чувствует, что с ним происходит, предопределено в значительной мере свыше.
    Особый интерес представляет астромузыка как средство активного воздействия на человека. Астрологи, активно занимающиеся своей наукой и имеющие практику, знают, что критические состояния личности могут быть достаточно просто предвычислены. То же касается тяжёлых состояний с тягой к суициду, депрессивным и агрессивным переживаниям и поступкам. Личность может увидеть (точнее, услышать) картину состояния, в котором находится, и услышать её разрешение (в музыкальном смысле). Более того, можно предложить пациенту “поиграть” с компьютером, настроенным на него, и найти варианты “разрешения” музыкальной темы, представляющей его состояние. Найдя разрешение в музыкальной форме, он сможет найти это же или подобное разрешение и в жизни. Этот вариант астромузыки требует от инструктора уже не только индивидуальной и высокопрофессиональной работы с пациентом, но и умения сочинить вариацию или фугу на заданную тему. Это высокодуховное искусство, ориентированное на человека, на конкретную личность, искусство гуманное и целительное.
    Можно услышать, кто какую роль играет в коллективе, в семье, у кого с кем какие отношения и какие сложности, кто у кого и какого типа энергию заимствует и во что преобразует, кто кого поддерживает и кто у кого отнимает энергию. Своего рода “музыкальный портрет”, звучащий в динамике, в развитии! Выводы — это уже дело специалистов-социологов и астрологов; они должны будут перевести музыкальную панораму в вербальную форму и сделать из неё организационные выводы, если они необходимы.
    Можно предложить панорамы, не предполагающие задания индивидуальных дат рождения и применения процедуры их ректификации. Можно будет, например, дать панораму Европы XIX века, Австрии X-XX веков, и т.д. Но даже такого рода упрощённая Астромузыка должна рассчитываться на момент прослушивания, и она все же будет музыкой одноразового прослушивания.
    В дальнейшем можно будет предусмотреть залы с аудивизуальным оборудованием и сопровождать астромузыку объёмными (синтезиро ванными компьютером) цветомузыкальными картинами. Можно лишь смутно представить сейчас, как будет восприниматься цветное объёмное пятно, возникающее из ничего перед человеком на расстоянии протянутой руки, перемещающееся и переходящее в другое цветовое пятно со множеством оттенков и самой причудливой формы. Технически это возможно, и я знаю, как это сделать. Это дело будущего.
    И хочется верить, что в не очень далеком будущем каждый сможет использовать астрологический калькулятор в качестве лоции по океану жизни и получать большое наслаждение, открывая в себе и в человеческих отношениях неведомые ранее пласты.