“Ты сам себе твой
черный человек, - сказал я в пылу, отругиваясь
Шварцману, - и пунктуальность твоя актуальна
больше для других”. Уже полчаса я пытался
подлечить разорвавшийся в дружеской потасовке
ремень, а Вика продолжал развивать начатую тему:
- Дело не в том, что я опоздал на час, а ты целых
полчаса ковыряешься с ремнем. Дело в том, что
идеалы, будучи нашей сутью, единственные
позволяют правильно оценить события. Мой идеал -
это предельная организованность. Я пишу кратко,
говорю четко.
- Я тоже говорю четко, - перебил я его.
- Этим ты выражаешь достойное намерение быть
понятым, но твой идеал самого себя...
- Давай, давай, определи кратко и четко мой идеал
самого себя и не забудь упомянуть о том, как
сверить твое определение с некоторой суммой
наблюдаемых.
- Именно это я и делаю. Ты работаешь много, но у
тебя слишком много несерьезной игры и хаоса.
Поэтому ты слишком разбрасываешься. И еще ты
бабский угодник. Ты стремишься ублажать женщин,
потому что сам ищешь ублажения.
Разговор начал принимать обычный оборот.
- Не надо никого насиловать, Вика. И себя тоже не надо насило вать.
- Насиловать не надо, надо управлять, - Шварцман усилил назидательную ноту, - хотя не всегда можно провести границу.
Я вдел починенный ремень в брюки и гордо надул живот. Ремень тут же лопнул снова.
- Вот! - сказал Вика. - Посмотри на тщету своих усилий и оцени пользу радикальной организованности. Я бы на твоем месте просто не стал тратить время на починку ремня. Хорошо, я приму радикальное решение в твоем стиле и пойду гулять с тобой в приспущенных штанах.
Чертановская весна тысяча девятьсот чертовски детского года, нарывы новостроек, каменщик-великан точен как Брюсов. Прогулка неизбежно рифмуется с тогда еще непредвидимым будущим. Тополя уже выпускают из кукольных почек бабочку листвы. Бессмертие всегда было нашей темой.
- Николай Федоров и Лев Толстой вполне понимали
друг друга.
- Понимали бы, если...
- Не играет никакой роли, был ли этот разговор на
самом деле.
- Важна не общность, но различие.
- Без твердо установленной меры общности
различие вообще ненаблюдаемо.
- Но смерть суть великий творец. Мы все ее
создания, а не пап и мам.
- Эволюцию давно пора брать в свои руки.
- На это никогда не хватит компетентности.
- Компетентность нужно создавать.
- Теоремы Гёделя не позволят тебе как Мюнхаузену
втащить себя за волосы в бессмертие индивидуума.
- Я рад за Гёделя, но вижу две слабые точки в твоем
нигилизме. Во-первых, нужно так определить
понятие бессмертия, чтобы видна была мера его
целесообразности и чтобы мы одинаково понимали,
о чем мы говорим; а во-вторых, логические
аргументы наверное недоста точны для анализа
процессов эволюции и ее возможных модификаций.
Эволюция нелогична, она скорее надлогична.
- Именно поэтому и ты ничего не сможешь доказать.
- Но, может быть, я смогу показать?!
- Вот и покажи! - Я чувствовал себя как мачта с
приспущенным флагом.
Афродита родилась из пены морской, а
пена морская вместе со всей Землей - хоть и из
космической, но пыли. Привкус чертановской пыли
во рту, очарование игры и серьезность пародии,
поскольку в каждой шутке... Но не все на свете
мимолетно. Вот она, веревочка из пыли и в
пыли, в утреннем Чертанове на краю Земли.
Древа познания не видать, но огрызок яблока,
провяленный словно мумия, прах от праха,
нетленный. Рядом с яблочным огрызком
свернувшийся ужом старый затоптанный шпагат,
узелки на концах, еле различим.
- Не позволяй душе лениться, Заболоцкий, - Вика
снова вернулся к проповеди дисциплины. -
Бессмертие, хоть и недостижимо, но организует
силу нашего духа. Как там дальше?: “Душа обязана
трудиться и день и ночь, и день и ночь ... А ты
хватай ее за плечи, учи и мучай дотемна, чтоб жить
с тобой по-человечьи училась заново она”. Э, что
ты делаешь? Брось немедленно эту гадость!” Я уже
отряхнул шпагатик и вдевал его в
шлейки-бретельки брюк.
- Что значит 'по человечьи', Вика? Ты говоришь, что
у нас никогда не хватит компетентности взять
эволюцию в свои руки. Почему же у тебя хватает
компетентности заниматься воспитанием своей
души?
- Боря, я иногда тебя совершенно не понимаю. Ты же,
кажется, эстетический человек, у тебя есть
представление о гигиене. Как же ты можешь
перепоясаться этой гадостью?
- Мы все делает почти одно и то же, Вика, сами того
не замечая, - сказал я, затягиваясь потуже, - но
различие в деталях, в какой-ни будь пылинке,
приводит к противоположным результатам, потому
что жизнь и эволюция нелогичны, вот разве что
смерть...
Разве же я знал, что говорил? Это Осип
Мандельштам знал, выборматывая: “Я слово
позабыл, что я хотел сказать. Слепая ласточка в
чертог теней вернется, на крыльях срезанных, с
прозрачными играть.”