Неадекватные экологические показатели, не
соответствующие объективным экологическим
рискам.
Неразвитая система мониторинга загрязнения
окружающей среды химическими вредными
веществами.
Несмотря на явные
практические успехи, достигнутые в области
снижения радиационных рисков для персонала и
населения, регламентации радиационного
воздействия на население и окружающую среду
по-прежнему уделяется первостепенное внимание.
Эту позицию можно признать правильной, если
ставить задачу сохранения достигнутого уровня
безопасности. Однако дополнительное ужесточение
нормативной базы требует обоснования,
выходящего за рамки анализа лишь радиационных
рисков. В этом контексте недавно принятые нормы
радиационной безопасности (НРБ-99) и другие
нормативные документы (САНПИН-97, ОСПОРБ-99)
требуют комментариев относительно
оправданности роста расходов на радиационную
безопасность. Например, если рассмотреть два
сценария действия закона НРБ-99 - оптимистичный и
пессимистичный, то в первом случае снижение дозы
на 30% в течение 20 лет приведет к предотвращенной
дозе порядка 1000 чел·Зв, а
затраты за один год продления жизни составят 250000
$. Во втором случае у 95% персонала доза не
уменьшается, у 5% (ремонтный персонал)
индивидуальная доза уменьшится, но коллективная
доза облучения персонала может возрасти. При
этом предотвращенная доза составит 50 чел·Зв при цене за 1 год продления
жизни 5000000 $.
Сравнение методов и уровней
практической реализации защиты здоровья
человека и охраны окружающей среды от
радиоактивных и химических загрязнителей
показало их серьезные отличия и
несбалансированность. Это касается всех
элементов регулирования - подходов к
нормированию, методик определения допустимых
выбросов и сбросов, возможностям мониторинга и
отношения к соблюдению регламентаций (см. табл.11)
Законом РФ об охране окружающей среды
определяются понятия чрезвычайной
экологической ситуации и экологического
бедствия:
"Чрезвычайная экологическая
ситуация - происходят устойчивые отрицательные
изменения в окружающей природной среде,
угрожающие здоровью населения…"
"Экологическое бедствие - глубокие
необратимые изменения окружающей природной
среды, повлекшие за собой существенное ухудшение
здоровья населения, нарушение природного
равновесия…"
Критериями радиационной
безопасности (Данилов-Данилян, 1992 г.) к зонам
чрезвычайной экологической ситуации и
экологического бедствия относятся территории с
дополнительной дозой облучения от 5 до 10 мЗв/год и
более 10 мЗв/год соответственно (табл. 11).
Таблица11.
Показатели
Параметры
Относительно
удовлетворительная ситуация
Экологическое бедствие
(ст.59)
Чрезвычайная
экологическая ситуация (ст.58)
Эффективная доза
облучения, мЗв/год
Более 10
5-10
Менее 1
Риск
Более 5х10-4
(2,5-5)х10-4
Менее 5х10-5
Рис. 8. Общие дозы облучения населения
различных государств Европы (по данным
национальной комиссии по радиологической защите
Великобритании) и Красноярского края (по данным
Регионального радиологического центра при
Центре Госсанэпиднадзора Красноярского края)
Следуя представленным в
таблице критериям отнесения территорий к зонам
экологического бедствия и чрезвычайной
экологической ситуации по радиационному
фактору, население Финляндии, получающее
среднегодовую дозу облучения от природной
компоненты 8 мЗв/год проживает согласно
российским нормам в зоне чрезвычайной
экологической ситуации (рис. 13).
В целом научно-методическая полнота
базы исходных данных по радиационному и
радиоэкологическому контролю облучаемости
населения для задач анализа радиационных рисков
значительно выше, чем в области анализа
химических рисков.
Несмотря на малость
радиационных рисков исследования в области
воздействия малых доз облучения важны для
получения достоверных ответов на два важных
вопроса:
Выявление наличия или отсутствия порога
вредного воздействия облучения в области малых
доз (100 мЗв) для решения задач установления
практического порога.
Количественного обоснования различий
воздействия острого и хронического облучений в
различных диапазонах доз.
Сложившиеся противоречия и
чрезмерная жесткость норм в области
радиационной безопасности осознается ведущими
учеными России и авторитетных международных
организаций (Рис. 9)
Decision-Making about
Chronic
Radiation Exposure to the Public:
New Recomendations from the ICRP
Abel J. Gonzalez, 2000
"…
годовая доза облучения , приближающаяся к
величине 10 мЗв, может использоваться в качестве
контрольного уровня, ниже которого
вмешательство в некоторых ситуациях, связанных с
длительным облучением, едва ли может считаться
обоснованным"
"… при
оценке прогнозных значений стохастических
последствий облучения нет аргументов в пользу
медико-биологической целесообразности включать
в расчеты значения доз ниже практического
порога.
…численные значения подобного рода
практического порога по накопленной эффективной
дозе находятся в пределах 200 мЗв"
Л.А. Ильин
«Проблемы регламентации техногенного облучения
человека» Труды межд. Конф. «Радиоактивность при
ядерных взрывах и авариях», Москва 2000.
Выводы
Объективный научный анализ данных по
воздействию предприятий атомной энергетики и
атомной промышленности показывает, что
достигнутый уровень современных ядерных
технологий России обеспечивает предельно
высокие уровни радиационной безопасности в
нормальном режиме функционирования для
населения и персонала.
Медицинские последствия для населения и
профессионалов аварий и инцидентов на объектах
атомной энергетики и промышленности, включая
аварии на ЧАЭС, Кыштымской аварии 1957 г.,
санкционированных сбросов в р. Теча 1949 - 1950 г.г.
неизмеримо меньше последствий связанных с
другими видами промышленной деятельности таких
же масштабов.
Анализ данных по радиационным инцидентам и
авариям за 50 лет функционирования АЭ и АП
СССР/России показывает, что в самой атомной
отрасли вклад радиационного фактора в потери
трудового потенциала пренебрежительно мал в
сравнении с нерадиационными факторами
профессиональной вредности и травматизмом на
производствах отрасли.
Современные фактические дозы облучения
населения и персонала от функционирования АЭ и
ЯТЦ находятся значительно ниже научно
подтвержденных порогов обнаружения вредных
эффектов.
Среди экологических рисков для населения
радиационные риски от использования атомной
энергии в мирных целях в сотни раз ниже рисков от
техногенных загрязнений химически вредными
веществами.
Существующая нормативно-правовая база в
области охраны окружающей среды и защиты
здоровья населения при чрезмерной и научно не
обоснованной жесткости в области радиационной
области, устанавливает неоправданно высокие
допустимые уровни загрязнения по химически
вредным веществам.
Такой дисбаланс в законодательстве и нормах
является серьезным препятствием для реализации
эффективной экологической политики и развитию
высокоэкологичных технологий.
Запас экологической безопасности
перспективных технологий АЭ достаточен для
обеспечения в рамках стратегии устойчивого
развития мировых потребностей в электроэнергии
в третьем тысячелетии в рамках концепции,
сформулированной в инициативе Президента РФ на
Генеральной Ассамблее ООН (саммите тысячелетия).
Основой широкомасштабной атомной энергетики
третьего тысячелетия с практически
неограниченным топливным ресурсом являются
технологии быстрых реакторов, удовлетворяющие
современным критериям безопасности,
нераспространения, экологичности.