Причины неадекватной оценки роли радиационных факторов воздействия ядерных технологий:

  1. Исторические и психологические.
  2. Отсутствие эффективной государственной информационной политики.
  3. Несбалансированная нормативно-правовая база, гипертрофированная жесткость норм радиационной безопасности.
  4. Неадекватные экологические показатели, не соответствующие объективным экологическим рискам.
  5. Неразвитая система мониторинга загрязнения окружающей среды химическими вредными веществами.

    Несмотря на явные практические успехи, достигнутые в области снижения радиационных рисков для персонала и населения, регламентации радиационного воздействия на население и окружающую среду по-прежнему уделяется первостепенное внимание. Эту позицию можно признать правильной, если ставить задачу сохранения достигнутого уровня безопасности. Однако дополнительное ужесточение нормативной базы требует обоснования, выходящего за рамки анализа лишь радиационных рисков. В этом контексте недавно принятые нормы радиационной безопасности (НРБ-99) и другие нормативные документы (САНПИН-97, ОСПОРБ-99) требуют комментариев относительно оправданности роста расходов на радиационную безопасность. Например, если рассмотреть два сценария действия закона НРБ-99 - оптимистичный и пессимистичный, то в первом случае снижение дозы на 30% в течение 20 лет приведет к предотвращенной дозе порядка 1000 чел·Зв, а затраты за один год продления жизни составят 250000 $. Во втором случае у 95% персонала доза не уменьшается, у 5% (ремонтный персонал) индивидуальная доза уменьшится, но коллективная доза облучения персонала может возрасти. При этом предотвращенная доза составит 50 чел·Зв при цене за 1 год продления жизни 5000000 $.
    Сравнение методов и уровней практической реализации защиты здоровья человека и охраны окружающей среды от радиоактивных и химических загрязнителей показало их серьезные отличия и несбалансированность. Это касается всех элементов регулирования - подходов к нормированию, методик определения допустимых выбросов и сбросов, возможностям мониторинга и отношения к соблюдению регламентаций (см. табл.11)

Законом РФ об охране окружающей среды определяются понятия чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия:

"Чрезвычайная экологическая ситуация - происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения…"

"Экологическое бедствие - глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия…"

    Критериями радиационной безопасности (Данилов-Данилян, 1992 г.) к зонам чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия относятся территории с дополнительной дозой облучения от 5 до 10 мЗв/год и более 10 мЗв/год соответственно (табл. 11).

Таблица11.

Показатели

Параметры

Относительно удовлетворительная ситуация

Экологическое бедствие (ст.59)

Чрезвычайная экологическая ситуация (ст.58)

Эффективная доза облучения, мЗв/год

Более 10

5-10

Менее 1

Риск

Более 5х10-4

(2,5-5)х10-4

Менее 5х10-5

Рис. 8. Общие дозы облучения населения различных государств Европы (по данным национальной комиссии по радиологической защите Великобритании) и Красноярского края (по данным Регионального радиологического центра при Центре Госсанэпиднадзора Красноярского края)

    Следуя представленным в таблице критериям отнесения территорий к зонам экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации по радиационному фактору, население Финляндии, получающее среднегодовую дозу облучения от природной компоненты 8 мЗв/год проживает согласно российским нормам в зоне чрезвычайной экологической ситуации (рис. 13).
    В целом научно-методическая полнота базы исходных данных по радиационному и радиоэкологическому контролю облучаемости населения для задач анализа радиационных рисков значительно выше, чем в области анализа химических рисков.

    Несмотря на малость радиационных рисков исследования в области воздействия малых доз облучения важны для получения достоверных ответов на два важных вопроса:

  1. Выявление наличия или отсутствия порога вредного воздействия облучения в области малых доз (100 мЗв) для решения задач установления практического порога.
  2. Количественного обоснования различий воздействия острого и хронического облучений в различных диапазонах доз.

    Сложившиеся противоречия и чрезмерная жесткость норм в области радиационной безопасности осознается ведущими учеными России и авторитетных международных организаций (Рис. 9)

Decision-Making about Chronic
Radiation Exposure to the Public:

New Recomendations from the ICRP

Abel J. Gonzalez, 2000

 

"… годовая доза облучения , приближающаяся к величине 10 мЗв, может использоваться в качестве контрольного уровня, ниже которого вмешательство в некоторых ситуациях, связанных с длительным облучением, едва ли может считаться обоснованным"

"… при оценке прогнозных значений стохастических последствий облучения нет аргументов в пользу медико-биологической целесообразности включать в расчеты значения доз ниже практического порога.
…численные значения подобного рода практического порога по накопленной эффективной дозе находятся в пределах 200 мЗв"

Л.А. Ильин «Проблемы регламентации техногенного облучения человека» Труды межд. Конф. «Радиоактивность при ядерных взрывах и авариях», Москва 2000.

Выводы

  • Объективный научный анализ данных по воздействию предприятий атомной энергетики и атомной промышленности показывает, что достигнутый уровень современных ядерных технологий России обеспечивает предельно высокие уровни радиационной безопасности в нормальном режиме функционирования для населения и персонала.
  • Медицинские последствия для населения и профессионалов аварий и инцидентов на объектах атомной энергетики и промышленности, включая аварии на ЧАЭС, Кыштымской аварии 1957 г., санкционированных сбросов в р. Теча 1949 - 1950 г.г. неизмеримо меньше последствий связанных с другими видами промышленной деятельности таких же масштабов.
  • Анализ данных по радиационным инцидентам и авариям за 50 лет функционирования АЭ и АП СССР/России показывает, что в самой атомной отрасли вклад радиационного фактора в потери трудового потенциала пренебрежительно мал в сравнении с нерадиационными факторами профессиональной вредности и травматизмом на производствах отрасли.
  • Современные фактические дозы облучения населения и персонала от функционирования АЭ и ЯТЦ находятся значительно ниже научно подтвержденных порогов обнаружения вредных эффектов.
  • Среди экологических рисков для населения радиационные риски от использования атомной энергии в мирных целях в сотни раз ниже рисков от техногенных загрязнений химически вредными веществами.
  • Существующая нормативно-правовая база в области охраны окружающей среды и защиты здоровья населения при чрезмерной и научно не обоснованной жесткости в области радиационной области, устанавливает неоправданно высокие допустимые уровни загрязнения по химически вредным веществам.
  • Такой дисбаланс в законодательстве и нормах является серьезным препятствием для реализации эффективной экологической политики и развитию высокоэкологичных технологий.
  • Запас экологической безопасности перспективных технологий АЭ достаточен для обеспечения в рамках стратегии устойчивого развития мировых потребностей в электроэнергии в третьем тысячелетии в рамках концепции, сформулированной в инициативе Президента РФ на Генеральной Ассамблее ООН (саммите тысячелетия). Основой широкомасштабной атомной энергетики третьего тысячелетия с практически неограниченным топливным ресурсом являются технологии быстрых реакторов, удовлетворяющие современным критериям безопасности, нераспространения, экологичности.

На головную страницу

Рейтинг@Mail.ru