Э.И. Кэбин

БОРИС САРКИСОВИЧ ИШХАНОВ И САЙТ «ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА В ИНТЕРНЕТЕ»

    В 2000 году Борис Саркисович предложил мне совместно написать несколько учебных пособий по ядерной физике. В первую очередь эти материалы были предназначены для студентов курса общей ядерной физики, который Борис Саркисович читал на физическом факультете МГУ, а также для студентов физических факультетов классических университетов, изучающих эту науку в рамках общего курса физики. На сайте кафедры общей ядерной физики, заведующим которой являлся Борис Саркисович, были опубликованы лекционные материалы по курсу «Физика ядра и частиц», а также представлены материалы к семинарским занятиям — задачи с подробными решениями, разработки к семинарам, описания задач общего ядерного практикума физического факультета МГУ. Однако очень быстро стало ясно, что печатные материалы, изданные небольшими тиражами, не смогут полностью удовлетворить потребности учебного процесса.
    Вскоре по предложению Бориса Саркисовича силами сотрудников кафедры общей ядерной физики физического факультета МГУ на технической базе Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ при содействии сотрудников Отдела электромагнитных процессов и взаимодействий атомных ядер, заведующим которого также являлся Борис Саркисович, был создан сайт «Ядерная физика в Интернете». Направленность сайта — образование в области физики атомных ядер и элементарных частиц, а также — виртуальный практикум. На сайте реализованы поиск по сайту и автоматическая система самопроверки знаний. Кроме того, публикуются материалы спецкурсов для студентов и аспирантов, специализирующихся в области физики ядра и частиц, различного рода справочные материалы, ссылки на публикации других сайтов, материалы по радиационной экологии, ядерным технологиям, аудио-, видео представления лекций и других материалов, организованные следующим образом. На первом уровне — обзор, дающий общее представление о предмете. На втором уровне —  так называемая "Шпаргалка для отличника", где весь учебный материал по курсу содержится в приблизительно двухстах отдельных файлах, что позволяет лектору или преподавателю, ведущему семинары, рекомендовать студентам соответствующие материалы для проработки определенной темы. На третьем уровне — более подробное и углубленное изложение, которое в большей степени соответствует специальным курсам, которых около 50. Борис Саркисович принимал активное участие, как в написании текстов, так и в их редактировании.
    Современные интернет-технологии позволяют решать новые задачи, возникающие в процессе обучения. В учебном процессе преподаватель постоянно сталкивается с необходимостью модернизировать материал, как из методических соображений, так и в связи с развитием науки. В области физики частиц и атомного ядра ситуация меняется на наших глазах, в связи с чем необходимо оперативно отслеживать эти изменения и отображать их в учебных материалах. Оперативность представления учебных материалов особенно важна для спецкурсов, которые нередко читаются, так сказать, "с колес" и содержат новейшие сведения, которые можно найти только в оригинальных статьях. Из года в год курс учебного пособия может совершенствоваться, отрабатываться, а соответствующие изменения могут оперативно отражаться в интернет-публикациях и также служить основой для новых «бумажных» публикаций. Поскольку довольно большая часть материалов, опубликованных на сайте «Ядерная физика в Интернете», имеет бумажные аналоги, изданные, как правило, небольшими тиражами, в лучшем случае они доступны только студентам, аспирантам и сотрудникам физического факультета и НИИЯФ МГУ. Публикации в Интернете на порядок (если не на порядки) увеличивают аудиторию.
    На сайте (http://nuclphys.sinp.msu.ru/) «Ядерная физика в Интернете» даны ссылки на современные электронные базы данных по ядерной физике, физике высоких энергий, физике элементарных частиц, публикуются различные дополнительные материалы, как, например, «Ядерная энергетика», «Использование гамма, нейтронов и электронов в медицине в технологии» и т.д., приводятся биографии и фотографии известных физиков, другие полезные материалы, что отражает широкий круг научных интересов Бориса Саркисовича.
    Хотя интернет-технологии не могут адекватно заменить преподавателя, мощные средства Интернета, огромное количество тематической и иллюстративной информации, которая может использоваться и уже широко используется преподавателями при подготовке и семинаров, могут ему помочь. Хотя основная предполагаемая аудитория сайта — студенты, аспиранты и преподаватели школы, основная масса материалов доступна и широким кругам специалистов и интересующихся. В течение года на сайте mail.ru фиксируется миллионов посетителей.


Оглавление