Т.Ю. Третьякова

МИКРОМИР И ВСЕЛЕННАЯ ПРОФЕССОРА ИШХАНОВА

    После сорока уже как-то не ждешь ни наставников, ни учителей. Конечно, учиться надо у всех, с кем тебя сталкивает жизнь, но на мудрое руководство и отеческую заботу рассчитывать уже сложно. Но мне повезло, я встретилась с Борисом Саркисовичем Ишхановым.
    Буквально при первой нашей встрече Борис Саркисович предложил вести занятия на младших курсах, сказав, что это возможность отдать студентам “весь жар своего сердца”. Я, честно говоря, немого удивилась пафосу этих слов. Но оказалось, что это не пафос, а правда, правда всей жизни Бориса Саркисовича. Своему делу он отдавался полностью, а преподавание на физическом факультете было одним из важнейших его занятий.
    Борис Саркисович ценил время и не терпел пустых разговоров, но все же иногда он заглядывал “поболтать”. Вспоминал Баку, свое детство, как его водили в школу — зима, ушанка с завязанными под подбородком ушками, — а у меня вставал перед глазами солнечный жизнерадостный многонациональный город. Бакинское гостеприимство, теплота человеческих отношений, бережное отношение к памяти старших и отеческая забота о младших — мне кажется, Борис Саркисович все это впитал с юных лет. Его больно ранили трансформации, проходящие в современном обществе, он с горечью говорил о распаде Советского Союза, о смене системы ценностей молодых людей, но при этом он понимал, как трудно молодым найти себя в новых реалиях, и всегда готов был им помочь и поддержать. Как заведующий кафедрой, он учил студентов не только физике, но и человеческим взаимоотношениям. Его кафедра слыла самой заботливой кафедрой на физическом факультете, и, как результат, так или иначе, но большинство ее выпускников оставались в науке.
    В диалогах со студентами, Борис Саркисович задает много вопросов на понимание. Очень хорошо чувствует, чего студент не понимает. Бывает смешно, когда при подготовке к рефератам ты готовишься отвечать на сложные доп. вопросы, а он задает совсем простые, типа: "А в каких единицах измеряется?", — и ты не знаешь, что ответить. Нас он очень часто ловил на таких вопросах. Своих студентов он в обиду не дает: Никогда не ругается, но, если ты что-то натворил, может парой спокойных фраз заставить задуматься над своими поступками. Не знаю ни одного человека, который мог бы сказать о нем что-то кроме хорошего. Я лично его очень уважаю.
    Борис Саркисович умеет объяснить ядерную физику, что называется "на пальцах". Самые шикарные лекции в мое время были именно его. Никогда не делит на девочек и мальчиков. Если девчонка классно ответила, всегда отметит и поддержит. Не любит позеров и пафосных. Знаю по опыту. Действительно, никогда своих (если совсем не лентяй) не бросает и все делает для того, чтобы человек ВЫРОС. Многие в мое время уходили именно на кафедру ядерной физики, даже на 6 курсе. Пахали, правда, потом, но все были в плюсе. Борис Саркисович спас кафедру в развальные 90-е годы. Прекрасный физик, преподаватель и человек!
    Но поддержкой Бориса Саркисовича пользовались не только студенты — он готов был поддержать любое начинание в пользу дела, даже самое странное. И взаимоотношения на кафедре были таковы, что можно было прийти к нему с любой завирательной идеей. В один прекрасный день я с абсолютно детской непосредственностью попросила его предоставить мне возможность прочесть «ну хотя бы пару лекций». Задним числом я понимаю, сколь по-детски нахальной была эта просьба, но видимо именно отеческая забота Бориса Саркисовича провоцировала такого сорта шаги. И Борис Саркисович не отказал мне с порога, а обещал подумать и через какое-то время предложил нам с Михаилом Степановым сделать межфакультетский курс лекций по ядерной физике. И совместное чтение лекций МФК стало одним из самых интересных опытов в моей жизни.
    Интересным было все: и мастерство лектора, и подача материала, и взаимоотношения с аудиторией. Он мог себя неважно чувствовать, быть чем-то озабоченным или просто уставшим, но как только начиналась лекция — ни следа усталости не оставалось, глаза блестели, и увлеченность лектора захватывала аудиторию. Каждая лекция профессора Ишханова заканчивалась аплодисментами. И Борис Саркисович очень ценил заинтересованность студентов, реальную заинтересованность. Конечно, часть слушателей приходит только за зачетом, но всегда есть студенты, которые действительно хотят разобраться в вопросе. «Наша задача в том, чтобы дать все возможности учиться тем, кто хочет учиться». И как он был рад слышать мой рассказ о том, что на экзамене по ядерной физике на втором курсе физфака я встретила нашего бывшего слушателя МФК! Кстати, экзамен этот молодой человек сдал очень достойно. То, что в МГУ появилась возможность пройти курс на другом факультете, Борис Саркисович считал очень хорошим начинанием и надеялся, что на физическом факультете удастся ввести аналогичную практику в виде спецкурсов для студентов с других отделений.
    Но, конечно, самым интересным в МФК был подбор материала. Постепенно, методом проб и ошибок, у нас образовалось две части курса: одна, «Ядерная физика и Человек», была посвящена многочисленным прикладным направлениям ядерной физики, во второй же рассматривались вопросы фундаментальной науки. Именно этот курс, «Микромир и Вселенная», стал любимым детищем профессора Ишханова. Борис Саркисович ставил перед собой задачу не только нарисовать современную картину физических представлений и рассмотреть структуру вещества от точечных масштабов до масштабов Вселенной, но проследить эволюцию идей и представлений об окружающем мире, дать представление о развитии теорий и методов науки. В этом курсе отразились и поистине энциклопедическая широта научных интересов профессора Ишханова как в физике микромира, так и в вопросах астрономии и космологии, и его желание поделиться со студентами последними новостями науки. Несмотря на всю сложность поднимаемых проблем, Борис Саркисович мог так подать материал, что ни студенты химического факультета, которые «все про ядерную физику знают», ни студенты гуманитарных факультетов, которые зачастую боятся формул как огня, не теряли интереса вплоть до самой заключительной лекции. А заключительная лекция обычно была особой, потому что, помимо обзора пройденного курса, профессор Ишханов всегда поднимал вопрос о месте человека в этом мире, об ответственности людей за этот мир и об ответственности ученых за наше общее будущее. Как-то перед лекцией мы начали обсуждать эти вопросы и к моему удивлению и восхищению Борис Саркисович не стал показывать подготовленную презентацию, а прочитал всю лекцию на одном единственном слайде. Аудитория слушала завороженная.

Иероним Босх. Внешние створки триптиха «Воз сена». «Путник». 1502. Прадо, Мадрид.

    Я не помню точно, какой это был слайд, но мне кажется, что это был «Путник» Иеронима Босха. Этой картиной Борис Саркисович заканчивал все межфакультетские курсы. Ему была близка эта идея странствия — человеческого странствия по земле, как странствия по жизни, через трудности и невзгоды, под грузом собственных ошибок и заблуждений. Но опорой в этом странствии для человека остается его дом, за который он в ответе, куда он всегда может вернуться.
    «Вам, как этому страннику, предстоит долгий путь во Вселенной, и я желаю Вам, чтобы ваше путешествие было удачным, чтобы вы многое узнали и поняли. Но самое главное, чтобы в этом странствии вы помнили, где ваш дом, чтобы вы помнили о том, что вы родом с планеты Земля, что вы родом из МГУ. От этого зависит существование вашей родины, ваше существование, существование ваших потомков».
    Я надеюсь, что это напутствие профессора Ишханова осталось в памяти его слушателей и в нужный момент поможет им выбрать правильный путь.


Оглавление