Анализ современной музыки с
использованием волновых функций гармонического
осциллятора
Значение гармонических колебаний в
музыке было прекрасно известно даже до открытия
Стальминским гармонического осциллятора [I].
Данные об обо-лочечной структуре были впервые
приведены Гайдном, который открыл магическое
число "четыре" и доказал, что система из
четырех музыкантов обладает необычной
стабильностью [2]. Понятие магического числа было
расширено Моцартом в его работе "Волшебная
флейта". Система из четырех волшебных
(магических) флейт является, таким образом,
дважды магической. Такая система, по-видимому,
столь устойчива, что ни с чем не взаимодействует
и, следовательно, является ненаблюдаемой.
Существенный шаг вперед в применении
спектроскопической техники в музыке был сделан
Рахманиновым [3] и Шарпом [4], а также Вигнером,
Вагнером и Вигнером [5]. Релятивистские эффекты
были учтены в работе Баха, Фешбаха и Оффенбаха [б],
которые использовали метод Эйнштейна, Инфельда и
Гоффмана.
До сих пор все попытки применить
гармонический осциллятор к анализу современной
музыки терпели неудачу. Причина этого, т. е.
именно тот факт, что современная музыка в
большинстве своем негармонична, была отмечена
Вигнером и Вагнером [7], Более ангармоничным
является подход Бракнера, который использовал
вместо осцилляторных функций плоские волны. Этот
многообещающий метод, строго говоря, применим
только к бесконечным системам. Поэтому все
произведения школы Бракнера предназначаются
только для очень больших ансамблей. Следует
отметить некоторые более поздние работы, в
первую очередь статью Примакофьева [8] и, конечно,
прекрасные вальсы, представленные Штраусом на
последнюю Женевскую конференцию "Музыка для
мира" [9].
Литература
Igar Stalminsky, Musical Spectroskopy with Harmonious Jscillator Wave Functions, Helv.
Mus. Acta, I, 1 (1801)