Министерство образования Российской
Федерации
Одобрена Президиумом
Научно-методического
совета по математике
Заместитель председателя____________________
Л.Д.Кудрявцев |
Составлена в соответствии с
государственными образовательными стандартами
высшего профессионального образования по
соответствующим направлениям Начальник
Управления образовательных программ и
стандартов высшего и среднего профессионального
образования
______________________ Г.К.Шестаков |
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
"МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА"
Для направлений:
- 520100 - Культурология
- 520200 - Теология
- 520300 - Филология
- 520400 - Философия
- 520500 - Лингвистика
- 520600 - Журналистика
- 520700 - Книговедение
- 520800 - История
- 520900 - Политология
- 521100 - Социальная работа
- 521300 - Регионоведение
- 521400 - Юриспруденция
- 521800 - Искусствоведение (по видам)
- 522400 - Религиоведение
- 522500 - Искусство (по видам)
- 522600 - Востоковедение, африканистика
- 522700 - Конфликтология
Москва 2000
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предназначена
для подготовки бакалавров и специалистов. На
основе этой программы выпускник должен получить
базовое общее высшее образование,
способствующее дальнейшему развитию личности. В
этой программе не следует особенно
акцентироваться на будущую профессиональную
деятельность, но следует создать общее видение
мировоззренческого характера.
Стремительная математизация и
компьютеризация практически всех областей
знания требует перестройки системы
математического образования в высшей школе.
Математическое образование следует
рассматривать как важнейшую составляющую
фундаментальной подготовки бакалавра и
специалиста. Обусловлено это тем, что математика
является не только мощным средством решения
прикладных задач и универсальным языком науки,
но также и элементом общей культуры.
Целью математического образования
является развитие:
1) навыков математического мышления;
2) навыков использования
математических методов и основ математического
моделирования;
3) математической культуры у
обучающегося.
Развитие математической культуры
студента должно включать в себя ясное понимание
необходимости математической составляющей в
общей подготовке, выработку представления о роли
и месте математики в современной цивилизации и в
мировой культуре, умение логически мыслить,
оперировать с абстрактными объектами и
корректно использовать
математические понятия и символы для
выражения количественных и качественных
отношений.
Образование бакалавра и специалиста в
области математики и информатики должно
основываться на фундаментальных понятиях этих
наук.
Фундаментальность подготовки в
области математики и информатики включает в себя
достаточную общность математических понятий и
конструкций, обеспечивающую широкий спектр их
применимости, точность формулировок
математических свойств изучаемых объектов,
логическую строгость изложения математики и
информатики, опирающуюся на адекватный
современный математический язык.
Программа определяет общий объем
знаний, а не последовательность изучения тем
курса. Построение соответствующих курсов должно
проводится так, чтобы у студента сложилось
целостное представление об основных этапах
становления современной математики и
информатики и их структуре, об основных
математических понятиях и методах, о роли и месте
математики и информатики в различных сферах
человеческой деятельности.
Студент должен иметь представление о
значительном числе математических понятий, что
даст ему возможность корректного применения
математики и информатики в практической
деятельности и позволит достаточно
безболезненно повышать свою квалификацию.
Для выполнения программы необходимо
предусмотреть в учебном плане:
для направления
520400 - Философия
75 часов лекций и 75 часов практических
(семинарских) занятий, из которых не менее 30%
времени должны проводиться с использованием ЭВМ.
При этом каждому студенту необходимо проводить
за компьютером не менее 1,5 часов в неделю;
для направлений
520100 - Культурология
520200 - Теология
520300 - Филология
520500 - Лингвистика
520600 - Журналистика
520700 - Книговедение
520800 - История
520900 - Политология
521100 - Социальная работа
521300 - Регионоведение
521400 - Юриспруденция
521800 - Искусствоведение (по видам)
522400 - Религиоведение
522500 - Искусство (по видам)
522600 - Востоковедение, африканистика
522700 - Конфликтология
100 часов лекций и 50 часов
практических занятий (семинарских) занятий из
которых не менее 30% времени должно проводиться с
использованием ЭВМ. При этом каждому студенту
необходимо проводить за компьютером не менее 1
часа в неделю.
1. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МАТЕМАТИКИ
- 1.1. Математика и информатика как часть
общечеловеческой культуры. Взгляды на
математику выдающихся деятелей прошлого и
настоящего, их оценка роли и места математики,
информатики и их методов в решении
интеллектуальных задач из различных сфер
человеческой деятельности.
- 1.2. Геометрия Евклида как первая (из дошедших до
нас) естественно-научных теорий. Значение
"Начал" Евклида для общечеловеческой
культуры.
- 1.3. Основные этапы становления современной
математики и ее структура.
2. ОСНОВНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
- 2.1. Основные особенности математического
мышления.
- 2.2. Аксиоматический подход. Математические
доказательства. Примеры "правдоподобных"
рассуждений, приводящих к ложным результатам.
- 2.3. Множества, числа, фигуры и образы. Отношения и
отображения.
- 2.4. Элементы комбинаторики. Конечные и
бесконечные множества. Графы.
- 2.5. Метод координат. Его развитие и применения.
- 2.6. Основные структуры на множествах.
- 2.7. Неевклидовы геометрии.
- 2.8. Основные идеи математического анализа.
- 2.9. Основные понятия дискретной математики.
3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
- 3.1. Общая постановка задачи о принятии решения.
Выбор оптимального решения, выбор не худшего
решения.
- 3.2. Математические методы в целенаправленной
деятельности. Методы оптимизации. Методы
прогноза.
- 3.4. Математика случайного. Элементы теории
вероятностей. Исчисление субъективных
вероятностей. Закон больших чисел.
- 3.5.Основные понятия математической статистики.
Статистические закономерности малых выборок.
- 3.6. Анализ связей и факторов. Математические
методы проверки гипотез. Экспертные оценки.
- 3.7. Принципы построения математических моделей.
- 3.8. Моделирование закономерностей предметных
областей средствами математической логики.
- 3.9. Математические модели эволюции.
4. ИНФОРМАТИКА
- 4.1. Понятия информации и общая характеристика
процесса сбора, хранения, обработки, защиты и
передачи информации.
- 4.2. Методологические основы информатики. Модель
- алгоритм - программа.
- 4.3. Место компьютера в современном мире: наука,
бизнес, искусство, системы связи, экономика,
управление, война, досуг и т.д.
- 4.4. Структурная схема персонального компьютера.
- 4.5. Операционная система персонального
компьютера.
- 4.6. Работа с Norton Commander.
- 4.7. Системы Windows.
- 4.8. Текстовые редакторы.
- 4.9. Электронные таблицы.
- 4.10. Понятие о методах статистической обработки
данных.
- 4.11. Базы данных.
- 4.12. Internet.
5. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
- 5.1. Информационная безопасность и ее
составляющие, основные виды защищаемой
информации, в том числе сведений, составляющих
государственную тайну.
- 5.2. Законодательные и иные правовые акты РФ,
регулирующие правовые отношения в сфере
информационной безопасности и защиты
государственной тайны.
- 5.3. Защита от несанкционированного
вмешательства в информационные процессы.
ВОЗМОЖНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВ ПО ВЫБОРУ
(ЭЛЕКТИВНЫХ)
- Роль математики в естественно-научных,
инженерно-технических и гуманитарных
исследованиях.
- Методы решения интеллектуальных задач в
различных сферах человеческой деятельности.
- Математические модели и гуманитарные науки.
- Философские проблемы современной математики и
информатики.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ
ЗАНЯТИЙ
(для направления 520400 - Философия)
- Аксиоматический метод.
- Конструктивизм в математике. Примеры и
контрпримеры.
- Индукция.
- "Правдоподобные" рассуждения, приводящие к
ложным результатам.
- Парадоксы в математике.
- Элементы, множества, отношения.
- Отображения.
- Конечные и бесконечные множества. Равномощные
множества.
- Развитие понятия числа.
- Элементы комбинаторики.
- Простые задачи о графах.
- Метод координат.
- Замечательные кривые.
- Симметрия.
- Невозможные фигуры.
- Поверхности. Ориентация. Внутренняя геометрия
поверхностей.
- Геометрические свойства метрических
пространств.
- Геометрия Римана и Лобачевского.
- Аппроксимация. Касание.
- Дифференциал. Производная.
- Линеаризация.
- Методы прогноза.
- Экстремумы.
- Последовательности. Ряды. Феномен бесконечного.
- Мера множества.
- Математическая трактовка случайного.
- Элементы теории вероятностей.
- Закон больших чисел.
- Основные понятия математической статистики.
- Статистика больших и малых выборок.
- Математические методы проверки гипотез.
- Математический анализ связей.
- Математический анализ влияния факторов.
- Математические модели эволюции простых и
сложных систем.
- Математическое описание связи: функциональная
зависимость регрессия-корреляция.
- Особенности математического описания сложных
систем. Многопараметрические задачи.
- Основные понятия теории информации.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
- Гнеденко Б.В. Математика и математическое
образование в современном мире. М., Просвещение,
1985.
- Закон Российской Федерации "Об информации,
информатизации и защите информации" от 20.02.1995 N
24-ФЗ.
- Закон Российской Федерации "О
государственной тайне" от 21.07.1993, N5485-1 с
изменениями и дополнениями от 06.10.1997.
- Информационная безопасность. Под ред. Вуса М.А.
Изд-во СПбГУ, 1999.
- Информационное общество: Информационные войны.
Информационное управление. Информационная
безопасность. Под ред. М.А.Вуса. Изд. СПбГУ, 1999.
- История математики. Под ред. А.П.Юшкевича. Т. 1-3.
М., Наука, 1970-1972.
- Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы
компьютерной грамотности. М., Мир, 1969.
- Колмогоров А.Н. Математика в ее историческом
развитии. М., Наука, 1991.
- Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее
преподавание. М., Наука,1985.
- Кук Д., Бейз Г. Компьютерная математика. М., Наука,
1990.
- Курант Р., Роббинс Г. Что такое математика? М.,
Просвещение, 1967.
- Математика в понятиях и терминах. Под ред. Л.В.
Сабинина. Т. 1,2. М., Просвещение, 1978, 1982.
- Математика в современном мире. М., Мир, 1967.
- Пойа Д. Математика и правдоподобные
рассуждения. М., Наука, 1975.
- Пойа Д. Математическое открытие. М., Наука, 1970.
- Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики. М.,
Физматлит, 1987.
- Тихомиров Н.Б., Шелехов А.М. Математика: учебный
курс для юристов. М., Юрайт, 2000.
- Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. М.,
Компьютерпресс, 1991.
- Фор Р., Кофман А., Дени-Папен М. Современная
математика. М., Мир, 1966.
- Шикин Е.В., Шикина Г.Е. Гуманитариям о математике.
М., АГАР, 1999.
Дополнительная
- Бирхгофф Г. Математика и психология. М., Сов.
радио, 1977.
- Гильде В. Зеркальный мир. М., Мир, 1982.
- Гильдерман Ю.И. Закон и случай. Новосибирск,
Наука, 1991.
- Комацу М. Многообразие геометрии. М., Знание, 1981.
- Конончук Е.А., Смирнова А.Б. Практические работы
по информатике для студентов гуманитарных
факультетов. Екатеринбург, 1999.
- Стили в математике: социокультурная философия
математики. Под ред. А.Г. Барабашева. СПб., РХГИ.
1999.
- Стюарт И. Тайны катастрофы. М., Мир, 1982.
- Тадеев В.А. От живописи к проективной геометрии.
Киев., Вища школа, 1988.
- Турецкий В.Я. Математика и информатика.
Екатеринбург, 1998.
- Франсис Дж. Книжка с картинками по топологии.
Как рисовать математические картинки. М., Мир, 1991.
Устанавливаемая факультетом (кафедрой)
(Приводится в рабочей программе с включением
литературы, издаваемой в вузе или вузах региона)
Дополнительная к элективным курсам
- Пуанкаре А. О науке. М., Наука, 1987.
- Клайн М. Математика. Утрата определенности. М.,
Мир, 1984.
- Клайн М. Математика. Поиск истины. М., Мир, 1988.
- Вейль Г. Математическое мышление. М., Наука, 1989.
- Новые области применения математики. Под ред.
Дж. Лайтхилла. Минск, Вышэйшая школа, 1981.
- Моисеев Н.Н. Математика ставит эксперимент. М.,
Наука, 1979.
Составители:
Кириллов А.И. - доктор физ.-мат. наук, профессор
Плис А.И. - кандидат физ.-мат. наук, доцент
Чуличков А.И. - доктор физ.-мат. наук, профессор
Научный редактор:
Шикин Е.В. - доктор физ.-мат. наук, профессор