Дмитрий Наумов

Космос. Нейтрино. Байкал

Страницы дневника научной экспедиции

Опубликовано в еженедельнике ОИЯИ "Дубна"  № 18, 19, 20 (2019)

История проекта

Глубоководные нейтринные телескопы начинают свою историю с 1960 года, когда академик Моисей Александрович Марков, в то время работавший в ОИЯИ, предложил идею детектирования нейтрино при помощи естественных водоемов. Большая толща воды защищает нейтринный детектор от космических лучей, постоянно падающих на Землю. Нейтрино, столкнувшись с каким-нибудь ядром молекулы воды, порождает заряженные частицы, движущиеся в воде быстрее света.

Эта идея понравилась мировому физическому сообществу, но только через шестнадцать лет физики попробовали сделать эксперимент под названием DUMAND (Deep Underwater Muon And Neutrino Detector Project) в районе Гавайских островов. Этот эксперимент не увенчался успехом. Физики не смогли поставить стринг с оптическими модулями на дно. Стало понятно, что нужно решить массу технических проблем, прежде чем браться за дело.

Байкальский нейтринный телескоп начал свою историю через двадцать лет после того, как была высказана идея. М.А.Марков и А.Е.Чудаков предложили построить такой телескоп в озере Байкал. Возглавил проект научный сотрудник ИЯИ РАН Г.В.Домогацкий (ему тогда еще не было сорока лет). С тех пор Григорий Владимирович, сейчас уже член-корреспондент РАН, руководит Байкальским нейтринным проектом.

На фото слева направо Кристиан Шпиринг (DESY, Германия) и Г.В.Домогацкий на озере Байкал.

Первые десять лет изучали воду и дно озера. В девяностых годах прошлого века были построены первые версии нейтринного телескопа в Байкале. Сделано это было впервые в мире!

В 1993 году на Байкале вступил в строй нейтринный телескоп с 36 оптическими модулями, в 1996 установка содержала уже 96 оптических модулей, в 1998 году их стало 192, а в 2005 году - 228. Для примера: сегодня один кластер содержит 288 оптических модулей.

Именно в Байкале первыми среди нейтринных телескопов зарегистрировали атмосферные нейтрино. Эти работы показали, что идея Маркова работает. Физики начали создавать другие нейтринные телескопы.

На Южном полюсе был собран сначала нейтринный телескоп AMANDA, а затем IceCube. С помощью последнего удалось сделать важнейшее открытие - кроме нейтрино, рождающихся в атмосфере Земли после взаимодействия с космическими протонами и другими ядрами, есть нейтрино, летящие откуда-то из глубин космоса. Возможно, они родились в результате катастрофических процессов миллиарды лет назад. И все эти годы нейтрино летели к нам, чтобы попасть в установку и дать мощную вспышку света. Как же много эта вспышка может рассказать ученым о том, что происходило во Вселенной 4-5 миллиардов лет назад!

В связи с открытием в эксперименте IceCube началась новая эпоха в истории Байкальского нейтринного телескопа. Стало понятно, что в байкальской воде с ее уникальными свойствами можно видеть с хорошим разрешением те части Вселенной, откуда к нам летят нейтрино.

Новый этап в истории Байкальского нейтринного телескопа связан с ОИЯИ. Астрофизические нейтрино сверхвысоких энергий, открытые на Южном полюсе Земли, положили начало новой науке - нейтринной астрономии. Байкал с его сверхчистой водой, почти не искажающей направление света, может стать решающим экспериментом в этой зарождающейся науке.

Дирекция ОИЯИ одобрила строительство нового объекта нейтринной программы объемом порядка кубического километра в воде озера Байкал, и совместная работа многих институтов закипела со все возрастающей скоростью.

В 2015 году был введен в строй первый кластер "Дубна", за сезон на каждую струну успели повесить по 24 модуля из 36. В 2016 году каждая струна состояла уже из 36 модулей. 2017 поставили второй кластер, а в 2018 третий.

Уже в 2018 году произошло знаменательное событие - Байкальский нейтринный телескоп стал самым большим нейтринным телескопом в Северном полушарии, обогнав европейские проекты KM3NET и Antares в Средиземном море. Больше нашего телескопа пока только IceCube на Южном полюсе.

И вот наступил 2019 год. Каждый год технология сборки улучшалась, надежность всех элементов росла. И теперь за один сезон делается больше, чем до этого делали за четыре!

День первый

Началась очередная экспедиция для строительства Байкальского нейтринного телескопа. В этот раз перед участниками стоит беспрецедентная задача - установить два кластера за сезон и отремонтировать вышедшие из строя части трех кластеров, установленных ранее. Новенький УАЗик собирает по Иркутску участников экспедиции. Далее - Байкальский тракт, Листвянка, выезд на лед.

С погодой в этот раз очень повезло. Весна пришла рано. Склоны гор свободны от снега.

Байкальский лед прекрасен. Местами он гладкий, как зеркало. Но встречаются полосы, как правило, недалеко от берега, где глыбы льда выдавило на поверхность, и они алмазами искрятся на солнце. Такие полосы называются торосами.

Въезд на базу нейтринного телескопа. Новенькие домики-вагончики для участников экспедиции. Внутри такой "вагончик" выглядит как мини-отель со спальнями и кухней. Есть вагончик с душевыми кабинками и комнатой для стирки. Все выполнено очень добротно и начинено современной техникой. На базе много новых машин - УАЗики, грузовые машины, краны, мощный "Урал" и даже водоплавающий вездеход.

Первая группа во главе с руководителем экспедиции Игорем Анатольевичем Белолаптиковым приехала на неделю раньше и сделала уже очень много! Я не стал отсыпаться и "приходить в себя", и сразу после обеда выехал на лед. Лагерь на льду раскинулся по большой площади. У каждой лунки, которую тут называют "майна", стоит лебедка, которая может поднять на поверхность или опустить под воду тросы с оптическими модулями.

Эти модули вытащили из глубин Байкала, чтобы отремонтировать. Они опутаны проводами, что может показаться странным, - ведь провода мешают свету попасть на фотоумножитель (ФЭУ). Разгадка в том, что конкретно у этих модулей нет внутри ФЭУ. Эти модули находятся на центральном тросе и собирают информацию с остальных модулей.

Нейтринный телескоп оброс кучей датчиков и приборов, помогающих непрерывно калибровать и мониторировать установку. Среди таких инструментов - очень мощный лазер, изготовленный по нашему заказу в РФ. Он помогает сверять часы на каждом оптическом модуле.

День второй

Утро начинается с "построения" у старого центра управления - деревянной избы. Ученые сверяют планы на день. Если планов нет, думают, чем бы заняться. Шутка. Планы есть всегда. Жизнь вносит в них коррективы.

Ученые спешат на работу, куда их доставит УАЗ. Машина зверь. Проходит везде, и пристегиваться не надо.

А вот так выглядит новенький мобильный центр управления Байкальским нейтринным телескопом. Сюда стекаются данные с установки. Дежурные напряженно всматриваются в поступающие сигналы, чтобы не пропустить нейтрино.

Итак, что нам нужно сделать сегодня? Выпилить новые майны для четвертого кластера, вытащить часть модулей со второго, разобраться с лазером, разметить трос для нескольких стрингов четвертого кластера, провести тесты части новых оптических модулей, подготовить старый центр управления к приезду новых ящиков.

Пожалуй, самым важным устройством экспедиции являются лебедки. С их помощью достают ранее установленные оптические модули или другие части установки, если они требуют ремонта, а также погружают их под воду. У Растислава Дворницки, сотрудника ЛЯП ОИЯИ, гражданина Словакии, есть своя именная лебедка. Об этом недвусмысленно свидетельствует надпись на ней. Еще более красноречивы его переживания и упреки в адрес одного из коллег, который якобы сломал Растиславу его лебедку.

Хотите понять, почему эксперимент по поиску нейтринных источников во льду сделать трудно? Для этой цели мы поставили в свободное от работы время простой опыт. Выпиленные блоки льда сложили в два столбика и посмотрели сквозь них на Солнце. Хорошо видно, что свет, проходя через 70 см льда, сильно рассеивается, весь лед светится равномерно. Вот и попробуйте определить направление на источник нейтрино! Поэтому Байкал, только чистейшая байкальская вода!

Байкал завораживает. Нередко у майны можно увидеть человека, смотрящего в водную бездну. Сколько загадок хранят в себе его глубины? А также отверток, болтов, ледорубов, инструментов... Там, подо льдом, нейтрино сигналят нам о драматических катастрофах, происходивших миллиарды лет назад где-то во Вселенной! Прочитав эти сигналы, мы узнаем, где и что происходило.

Кстати, задача для любознательных. Вода под байкальским льдом находится на глубине примерно один метр, так как толщина льда один метр. Когда лед выпилен, вода доходит почти до поверхности льда. Почему так происходит? На какое расстояние до верхней поверхности льда не доходит вода?

Если справились с этой задачей, то решите еще две. Первая. Как физики определяют, где делать майны? Как они узнают, что именно под этим прямоугольником находится струна с оптическими модулями? И вторая. А как на лебедках оказывается установленная ранее струна с оптическими модулями, готовая к поднятию?

 

День третий

Вчера во сне умер Андрей Иванович Панфилов (ИЯИ РАН). Человек-легенда. Собирался быть теоретиком и заниматься суперструнами. Но получил задание сделать приспособление для Байкальского нейтринного телескопа. В итоге придумал почти все устройства, которыми здесь пользуются по сей день. Для всех нас его уход стал шоком. Светлая память замечательному ученому и человеку...

Тем временем жизнь в лагере идет своим ходом. Сегодня нам надо разобрать одну из струн третьего кластера. Неисправные главные модули починят и вернут обратно. На четвертом кластере будем устанавливать новые оптические модули. Приехали новые участники - москвичи из ИЯИ. Работа закипит еще активнее.

На тросе висят оптические модули через каждые 15 м. Время от времени попадается акустический модуль, который позволяет определять его положение в пространстве. Если что-то вышло из строя, один за одним все поднимается, снимается, кладется в коробки, ремонтируется и потом в обратном порядке вешается снова на трос. Перед Максимом акустический модуль фирмы EvoLogics. Он помогает определить координаты оптических модулей с точностью порядка сантиметра.

Оптический модуль эксперимента Байкал-GVD состоит из двух стеклянных полусфер. Внутри находится ФЭУ, погруженный в прозрачный гель, - это обеспечивает оптический контакт ФЭУ и стекла полусферы. Над ФЭУ расположены источник высокого напряжения, электроника и датчики, контролирующие как условия внутри модуля (влажность, температуру), так и положение модуля в пространстве. На ФЭУ надета сетка из специального сплава металлов, которая защищает от магнитного поля Земли. Также внутри оптического модуля есть светодиод, который время от времени "вспыхивает", и его свет попадает в оптический модуль, расположенный сверху. Это позволяет сверять часы всех оптических модулей, а также проверять чувствительность оптического модуля к детектированию света.

Этот оптический модуль целый год пробыл под водой. Выглядит как новый. Как в объявлениях: "Почти без пробега. Не мят, не крашен. Женщина ездила на выходных на дачу. Перекупщикам просьба не беспокоиться".

Каждый год ученые, работающие в коллаборации Байкал-GVD, вносят что-то новое - эксперимент проводится на самом современном уровне, с использованием новейших технологий. Владимир Рушай (ЛЯП ОИЯИ) написал приложение, которое сканирует QR-код и вносит все параметры оптического модуля в базу данных. Пока что QR-наклейки размещены не везде, приложение тестируется параллельно с обычным вводом информации. Возможно, в будущем QR-код заменится еще более современной технологией - RFID-меткой...

Байкал великолепен. Даже снег на поверхности льда нетривиальный. Давайте на него посмотрим вблизи. Это снежинки, которые растут вверх, как деревья. Чем определяется такая форма снежинок? Яркое солнце днем, холодные ночи, небольшая влажность. Тема для исследований!

Конец рабочего дня. Мы сидим в командном - оранжевом кунге (кунг - армейская аббревиатура, обозначающая "кузов унифицированный нормального габарита"). Люди устали. Но они довольны тем, как прошел их день. Даже считают, что сделать можно было и больше. Рамы для оптических модулей делать бы из этих людей!

Меня часто спрашивают - как вы там развлекаетесь? Вот так и развлекаемся. Живет тут пес по кличке Рэм. Его любимая игрушка - колесико, на которое байкальцы ставят оптические модули. Рычит Рэм грозно, как волк, но в душе, где-то очень глубоко, - он добрый. Вечерами пишет стихи. Поет под гитару. Думает о вечном. И... о нейтрино, конечно.

День четвертый

У людей, живущих рядом с озером Байкал, есть священная традиция. Перед тем как выйти в море, надо "побурханить", чтобы уважить духа озера. Бурханят обычно, принося духу какой-то дар, капнув спиртного и произнося правильные слова. Характерно, что бурханить нужно даже тем, кто не верит ни в каких духов.

Я-то знал про это раньше, но забыл и только едва пригубил из банки пива по пути на озеро в день приезда. Расплата была неизбежной. Сегодня утром я чистил майну, долбил в ней лед и выкидывал потом лопатой, то есть занимался работой, соответствующей моей квалификации в текущий момент. И тут что-то булькнуло... Мне осталось только проводить взглядом исчезающий в пучине айфон... Подарок духу озера.

А жизнь идет своим чередом. Нашей бригаде дали задание вытащить три модуля с электроникой и кабелями из центрального стринга первого кластера, носящего имя "Дубна". Вытащить и доставить на берег, где люди, работающие головой, будут с ними разбираться.

Первое, с чего начинается установка стринга, - это якорь. Он должен надежно держать стринг на одном месте, не плавать, не тонуть в грунте, так чтобы его можно было поднять, если понадобится. Такой якорь был разработан в недрах ядерного института, изготовлен и доставлен на место.

В байкальской экспедиции используется свой язык. Некоторые такие малопонятные слова уже мелькали в тексте. Добавим новых. Пустой ковш называется кошелка. Когда он заполняется рельсами - становится якорем. Оптимальный вес якоря, рассчитанный методом конечных элементов, составляет 1065 кг. "Сейчас мы будем вязать рельсы" - это фраза не артистов цирка, а будни научных сотрудников Байкальского нейтринного телескопа.

Рельсы из якоря могут вывалиться, например, если дно окажется неровным. Для этого рельсы "вяжут" - в ковше просверливаются дырки, вставляется прут, зажимается. Обвязка почти готова. Загнем края. Защитим сварку от ржавчины. Теперь точно все готово. В добрый путь!

Якорь готов. Теперь вешаем на трос модули один за другим. Начинаем с акустического модуля фирмы EvoLogics. За ним последуют красивые стеклянные шары - оптические модули.

День пятый

Давайте посмотрим, как устроен кластер. Он состоит из восьми стрингов. Стринг это трос, на нем висят 36 оптических модулей, как показано на рисунке 1. Эти модули организованы в виде трех секций по 12 модулей в каждой (рис. 2). Так сделано потому, что регистрируемые сигналы с 12 оптических модулей поступают в свой центральный модуль, где они обрабатываются и идут дальше.

Аналогично устроено наше зрение. Свет проходит через оптическую систему глаза и попадает на сетчатку, где может поглотиться специальными фоторецепторами - колбочками и палочками. Попал на них свет - они возбудились и передали сигнал в зрительный отдел мозга, где специально обученная нейронная сеть пытается создать модель изображения на основе полученных сигналов. Так мы "видим". В нашем мозге эта нейронная сеть многослойная, то есть состоит из многих этапов. Центральный модуль - это первый слой в нашей аналогии. Он упорядочивает сигналы с 12 оптических модулей ("палочки") по времени и передает их дальше. На центральной струне есть следующий слой нейронной сети - самый главный модуль. Он собирает все сигналы с центральных модулей и отправляет их на берег. Там наши компьютеры и алгоритмы и являются частью этой сложной нейронной системы по распознаванию образов, которые видит Байкальский нейтринный телескоп.

Большую часть груза с особо нужными центральными модулями отправили из Москвы вагоном. Отправили давно. Но если пассажирский поезд следует расписанию, то грузовой едет как придется... Без этих центральных модулей новую установку собрать нельзя. Поэтому мы до сих пор монтировали по 6 самых нижних оптических модулей с якорем и акустикой и ставили стринг "на пенек". Это значит, подвешивали его за бревно, которое лежит поперек "песочницы" - деревянной рамы вокруг майны. Это позволяет освободить лебедку и начинать монтировать новый стринг.

Наконец, сегодня приехал наш долгожданный груз! Там и центральные оптические модули, и много еще чего, включая, например, мою рабочую одежду. Теперь работа закипит на полную катушку!

Сегодня сделано очень много. Несколько стрингов поставлено "на пенек", майны расчищены. Из нового собираем четвертый кластер. Я научился выпиливать майну бензопилой. Причем простой ручной бензопилой, что все-таки дает приличную нагрузку на все группы мышц. Также научился делать якорь из кошелки. От и до. Теперь, если что, - будет чем зарабатывать на жизнь. А еще в моей речи появилось много не известных мне ранее слов. Напишу толковый словарь по возвращении. Вдруг кому-то пригодится.

День шестой

На шестой день Бог создал зверей земных, скот, гадов и человека. А перед этим небо и землю, воду и свет, твердь посреди воды... Хотя мы трудимся не покладая рук, до вышеупомянутой эффективности нам бесконечно далеко.

Пока что я рассказывал только о том, что вижу сам, то есть о том, что происходит непосредственно на льду. Там мы выполняем фактически монтажные работы. Но из чего монтировать, как и с помощью каких инструментов - планируется заранее в разных производственных и научных центрах.

Текущее состояние дел таково. На третьем кластере, который был установлен в прошлом году, в процессе работы обнаружились проблемы. Разобрали три стринга - второй, четвертый и восьмой до модулей, давших сбой. Когда их заменят на новые, соберут обратно.

На новом четвертом кластере: на центральном стринге установлены нижняя и средняя секция, на четвертом стринге установлена нижняя секция (стринг поставят завтра "на пенек", чтобы освободить лебедку для прокладки донного кабеля), на первом стринге установлены 7 оптических модулей нижней секции.

Начинается очень сложный и самый ответственный этап - прокладка донного кабеля. Этот кабель нужен для того, чтобы питать энергией всю установку с берега, а также передавать данные. Прокладка такого кабеля длиной около 4 км - технически сложная задача, которую полностью понимал только один человек, Андрей Иванович Панфилов. Известие о его кончине пришло в начале экспедиции, и с каждым днем становится все очевиднее, что рядом работал и жил настоящий гений. Теперь Игорь Анатольевич Белолаптиков с коллегами пытаются понять, как выполнить эту сложную работу без Андрея Ивановича. Ошибка будет стоить очень дорого. Без донного кабеля все подвешенные приборы будут просто красивыми стекляшками. Разве что омуля да нерп забавлять.

Тем не менее работы начались. Выпилены промежуточные маленькие майны для "прошнуривания" - горизонтальных связей. Как это сделать подо льдом? Тут снова вспомнили Андрея Ивановича. Он придумал и изготовил подледный трактор, который опускается в одну майну и плывет подо льдом в другую, таща за собой веревку. Затем при помощи этой веревки протягивается кабель. Работы с этим трактором ведутся ночью. В полной темноте трактор светится и через метровую толщу льда можно понять, где он находится.

День седьмой

Погода резко изменилась с курортной на суровую. Задул "горняк", пошел снег. Еще вчера горы на восточном берегу были видны четко и ясно. Сегодня не видно даже своего берега. А это всего лишь 3,5 км от ледового лагеря. Наверное, все замечали, что в городах в солнечный день около высотных домов сильно дует. Это происходит потому, что воздух на солнечной стороне дома прогревается сильнее, чем на теневой стороне. Возникает разница температур, и теплый воздух устремляется к холодному. Получается ветер. Байкал окружен горами причудливой формы. В ущельях байкальских гор происходит примерно то же самое, что и рядом с городскими домами, но в многократно усиленных масштабах. Зарождаются ветры такой силы, что срывают крыши с домов, вырывают деревья, переворачивают корабли. Скорость ветра может достигать 40-50 метров в секунду. 50 метров в секунду - это 180 км/час!

На Байкале у явлений природы есть имена, характеры, причуды. Наиболее известные ветры - "баргузин", дующий с северо-востока из Баргузинской долины, "култук" - с юго-запада, северный ветер "верховик", "сарма" - самый сильный на Байкале ветер, вырывающийся из долины одноименной реки и дующий поперек озера. Есть еще два поперечных ветра "шелоник" и "горняк", дующие с востока и запада, соответственно.

Самое коварное стечение обстоятельств, когда дуют два и три ветра одновременно с трех разных сторон. Деревья, которые живут в таких местах, эволюционно приспособились. Они низкие, корявые, кряжистые. Какого-нибудь пышного красавца дуба из средней полосы России, сдуло бы тут за пару секунд. Красота - понятие относительное.

Сегодня сильных ветров не было. Работы по созданию нейтринного телескопа не прекращаются. На новом четвертом кластере полностью собран один стринг - центральный! Ну, как "полностью"? Надо будет еще поплавки повесить и связать его с остальными. Это сделаем за раз со всеми остальными стрингами. Главное, все оптические модули, акустика, светодиодные матрицы висят. Лебедка переехала на седьмой стринг, который мы будем собирать с нуля. На седьмом после обеда сделали якорь и добавили донную акустику. На первом стринге собраны полностью две секции - нижняя и средняя. Установлен пятый оптический модуль верхней секции. Видимо, завтра будет полностью готов еще один стринг. На третьем кластере работали на четвертом стринге.

Началась прокладка донного кабеля. Протащили кабель подо льдом, завели на лебедку, проверили счетчик троса. Чтобы вы яснее представляли себе сложность задачи, объясняю. Мы находимся на льду. Глубина меняется от нуля до почти 1,5 км. Дно имеет причудливую форму с полочками, впадинами и горками. Кабель нужно уложить так, чтобы он дошел до берега и по пути не сложился колечками, скатившись с горочки, не зацепился за что-то, а лег ровно туда, куда надо, при этом не порвавшись.

Это не просто сделать даже на сухой поверхности, если речь идет о километрах. А мы к тому же находимся на льду и не видим дна. Решение такой задачи - сложная математическая кривая. Не каждый теоретик знает, как к ней подобраться.

День восьмой

В экспедиции нет выходных дней, и к этому все привыкли. Лед может начать таять, надо торопиться. Работа кипит всюду: на лебедках, размечающих тросы, на майнах, где монтируют новые стринги и ремонтируют старые, на прокладке донного кабеля, в береговом центре, где тестируют аппаратуру перед ее погружением в воду.

Коллектив слаженный, очень дружный и доброжелательный. Все "байкальцы" - универсальные специалисты: приходится долбить лед, таскать тяжести, монтировать детекторы. Почти про каждого можно снять фильм, некоторые работают тут 40 лет.

Из Иркутска на несколько дней приехала молодежь - парни и девушки, студенты и молодые преподаватели. Они тоже сразу втянулись в работу.

Если раньше девушек в Байкальской экспедиции не было, ну, почти не было, то сейчас их четверо (правда, только до понедельника). Конечно, это внесло свои коррективы. Во-первых, у некоторых парней проснулся ораторский талант и они очень красиво (и это правда) и очень подолгу (и это тоже истинная правда) стали объяснять девушкам, как тут все устроено. Для не столь красноречивых это означало дополнительную нагрузку. Но вскоре девушкам нашли работу, все встало на свои места, работа пошла в привычном темпе.

Во-вторых, с девушками стало веселее. Они находят неожиданные применения привычным предметам. Хотя и парни проявляют креатив. Например, заваривают чай из кабелей. Нет, мы не тронулись умом, эта процедура вполне осмысленная и необходимая. Разъемы, которыми соединяются все модули с кабелями, - специальные, подводные. Их можно соединять даже в воде. На холоде разъемы "дубеют" и их очень трудно вставить друг в друга. Если же один из разъемов подогреть, то соединение проходит гораздо легче. Для этой цели их нагревают в чайниках до 60 градусов.

Довольно много времени уходит на центральные модули. Там 6 кабелей с нижних оптических модулей, 6 с верхних, два для акустики и главный девятипиновый кабель. Не дай Бог перепутать при подключении! Поэтому мы всегда проводим процедуру слепой проверки. Один диктует название кабеля, а другой сообщает, куда этот кабель присоединен согласно журналу. Если журнальная запись сходится с реальностью, двигаемся дальше.

Работы было много, почти без перерывов на отдых. К концу дня сложилась следующая картина.

На третьем кластере на четвертом стринге наконец дошли до цели - до того, что сломалось. Отвезли на берег. Будут проверять и ремонтировать.

На четвертом новом кластере кипит работа. Баир Александрович Шайбонов (ОИЯИ) поставил нашей бригаде задачу собрать стринг за день. Мы ускорились и синхронизировались, как нам казалось, до уровня пит-стопов в Формуле-1 (остановка для дозаправки топливом машины - прим. ред.). Но за день собрали только две секции из трех - нижнюю и среднюю. На первом стринге к концу дня смонтировали и протестировали модуль гирлянды. Размечали трос. Вязали кухтыли. Не знаете, что это такое? Это поплавки, которые тянут трос вверх. Протестировано более 350 оптических модулей. Идет работа по прокладке донного кабеля. Пока что предварительная.

День девятый

Вчера днем было солнце, а к вечеру появились свинцовые тучи и пронизывающий ветер "горняк". Вчера девушкам казалось, что они приехали клево провести выходные. Сегодня им приходится собрать все мужество в кулак, чтобы провести их достойно.

С утра я был командирован в бригаду для прокладки донного кабеля. Это отдельная тема для рассказа. Этим занимается команда энтузиастов из Нижнего Новгорода - Михаил Миленин и Станислав Фиалковский.

В Нижнем сделали все машины еще в восьмидесятых. Машины эти чудесны и уникальны. Они сделаны исключительно для прокладки кабеля в Байкале подо льдом. Наша задача утром заключалась в разведке толщины льда вдоль трассы. А также нам надо было сбивать лед по пути следования этих чудо-машин, чтобы они не стукнулись о торос. Толщина льда оказалась порядка 80 см, что очень хорошо. Если бы лед был толщиной около метра, то режущее колесо уже не могло бы его разрезать и нам пришлось бы долбить недорезанное вручную.

Что же мы имеем на сегодня? Состояние нового четвертого кластера: на трех стрингах из восьми висят по 36 оптических модулей, на шестом и втором готово по половине стринга, на третьем и четвертом стрингах висят по 6 оптических модулей, на пятом работы пока не велись.

На третьем кластере все еще идет работа по демонтажу и сборке. После обеда донный кабель проложить не удалось - вышел из строя гидроцилиндр. Починят, и завтра в бой.

День десятый

12 марта - день рождения Игоря Анатольевича Белолаптикова. Ему две пятерки! По этому поводу он поверх комбинезона повязал галстук.

Утром все очень тепло его поздравили, получили задания на день и уехали работать. Вечером около 11 все соберутся у Анатолича в кунге, поздравят его, выпьют чаю, попоют песни и завтра снова на работу. День рождения - не повод расслабляться, когда каждый день на счету.

К вечеру этого дня почти закончена сборка четвертого кластера. Еще чуть-чуть, и можно приступать к пятому! Продолжили прокладывать кабель - сломался трактор. Будут чинить. Третий кластер - закончены все работы по сборке-разборке. Ночью будем тестировать, как идет набор данных.

Послесловие

Байкальский центр нейтринного телескопа находится на 106-м километре Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). Эту железную дорогу начали строить еще в конце 19-го века. До середины 20-го века КБЖД была частью Транссибирской магистрали, пока не ввели в эксплуатацию дублирующий участок через Олхинское плато. С тех пор КБЖД потеряла былое значение, и ветка стала приходить в упадок. Деревни, построенные вдоль КБЖД, постепенно стали пустеть. Сегодня КБЖД - это памятник инженерному искусству. Здесь построены очень красивые туннели и мосты. По железной дороге на очень малой скорости ездит легендарный паровоз "Матаня". Его очень любят туристы и... участники строительства Байкальского нейтринного телескопа.

Участники Байкальской экспедиции почти буквально "сжигают за собой мосты". Все заезжают через Листвянку по льду. Но к концу марта лед в районе Листвянки становится тонким, его подмывает течениями и образуются провалы. В апреле вернуться через Листвянку уже практически невозможно - дороги нет. Тогда все спокойно грузятся в "Матаню" и не спеша чапают до поселка Байкал. Оттуда уже автотранспортом добираются до Иркутска.

Раньше на 106-м километре КБЖД был поселок Ивановка. На следующем, 107-м, расположен поселок Пономаревка. Сейчас там живут 1-2 семьи и находится изба-столовая для участников экспедиции. Три чудесные женщины готовят очень вкусную домашнюю еду. Без них мы бы все умерли с голоду. Так что их роль в успехе работ по созданию Байкальского нейтринного телескопа невозможно переоценить. Как и других работников - водителей, электриков, сварщиков, дизелистов, трактористов. Из Германии, Польши, России, Словакии, Чехии. Мы надеемся, этот список будет только расти.

***

Так или почти так проходят будни научной вахты. Выходных здесь нет, рабочий день длится с 10 до 19 часов. Некоторые работы, такие как "шнуровка" майн, проводятся ночью. Тогда видно слабое свечение подледного трактора, шнурующего майны.

 

 

На головную страницу

Рейтинг@Mail.ru