В.В. Уйба, М.И. Грачев, ГЛ. Фролов, Ю.А. Саленко

Научно-методические аспекты готовности организаций ФМБА России к аварийному реагированию в случае чрезвычайных ситуаций радиационного характера

Опубликовано в журнале Медицинская радиология и радиационная безопасность (http://www.medradiol.ru). 2016.  № 5


Введение

    Становление атомной промышленности и энергетики в нашей стране, также как и в развитых зарубежных странах, сопровождалось различными по характеру, масштабам и медико-санитарным последствиям ядерными и радиационными инцидентами и авариями [1]. В федеральном медицинском биофизическом центре им. А.И. Бурназяна (ФМБЦ им. А.И. Бурназяна) за 70-летнюю историю накоплен уникальный научный и практический опыт преодоления медицинских, зачастую трагических, последствий этих аварий. С самого начала специалисты Центра принимали непосредственное участие в организации и проведении масштабных радиационно-гигиенических мероприятий в отношении многих десятков тысяч людей, проживающих на огромных по площади территориях. Впервые в медицинской практике было организовано и осуществлено лечение пострадавших с тяжелыми формами острой лучевой болезни (ОЛБ), местными лучевыми, сочетанными и комбинированными поражениями.
    Основополагающими элементами готовности профильных учреждений ФМБА России к проведению комплекса лечебных, радиационно-гигиенических и физико-дозиметрических мероприятий в случае радиационной аварии являются наличие компетентных специалистов и возможность передачи накопленного, «живого» опыта современному поколению врачей и гигиенистов.
    Учитывая относительную редкость радиационных событий и отсутствие реального опыта работы в условиях аварийной ситуации, проведение на регулярной основе противоаварийных учений и тренировок имеет решающее значение для обеспечения противоаварийной готовности. При этом не следует недооценивать значения формирования правильной мотивации медицинского персонала, сталкивающегося с необходимостью работы в условиях осложненной радиационной обстановки, с осознанным представлением о риске для собственного здоровья.
    С момента образования в 1999 г. Аварийного медицинского радиационно-дозиметрического центра (АМРДЦ) большое внимание в его работе уделяется подготовке и внедрению в практику работы медико-санитарных частей (МСЧ), территориальных органов (ТО) и центров гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) ФМБА России нормативно-методических документов, а также проведению совместных учений и тренировок. Отрабатываемые сценарии условной радиационной аварии учитывают специфику обслуживаемого предприятия, основные пути и факторы аварийного облучения работников и населения.
    Данная статья не ставит своей целью подробный анализ состояния готовности организаций ФМБА России к работе в случае различных по типу и масштабам радиационных инцидентов и аварий, а также детальное раскрытие этой проблемы. Основные цели работы, по существу, сводятся к двум моментам. Это, во-первых, заострение внимание на необходимости развития количественных методов оценки готовности и, во-вторых, экспертная оценка медико-санитарных последствий радиационной аварии по критерию доза – число облученных (вовлеченных) лиц как минимальной (обязательной) и максимальной (консервативной) «планки» готовности организаций ФМБА России территориального и федерального уровня, которая может быть обеспечена имеющимися ресурсами.

Результаты

    Отечественными и зарубежными авторами при определении смысла готовности в случае чрезвычайной ситуации (ЧС) используется понятие «возможность», т.е. готовность рассматривается как некий потенциал к выполнению (реализации) определенных функций, например, спасателем, врачом, учреждением в целом или органом управления.
    Зачастую достаточно сложные методические изыскания в этой области сводятся к разработке системы показателей (графов), которые могут быть связаны между собой, и соответствующих нормативов, имеющих количественное выражение (например, сроки оповещения, время сбора аварийных бригад, их численный состав, табели оснащения различным оборудованием и имуществом).
    Готовность тесным образом связана с наличием системы противоаварийного планирования. Важно подчеркнуть значение реалистичности планирования и выполнения медицинских и радиационно-гигиенических мероприятий в необходимом объеме и в установленные сроки.
    Это означает, во-первых, соответствие возможности организаций ФМБА России по приему и лечению пострадавших или проведению комплекса санитарно-гигиенических мероприятий тем медико-санитарным последствиям, которые могут быть оценены и приняты для данного предприятия и территории в случае радиационной аварии. И, во-вторых, возможности оперативного выделения дополнительных сил и средств и их доставке, как внутриведомственной системы аварийного реагирования, так и на общегосударственном уровне.


Рис. 1. Возможная зависимость эффективности противоаварийной готовности и затрат на ее обеспечение

    Избыточно консервативные оценки степени потенциальной радиологической угрозы, стремление к ужесточению дозовых критериев вмешательства и, как следствие, установление значительных размеров зон планирования защитных мероприятий могут приводить к неоправданным экономическим затратам и сложности в управлении аварийным реагированием (рис. 1). В определенной степени это может относиться и к оценкам возможных медико-санитарных последствий и, следовательно, к обеспечению противоаварийной готовности медицинских организаций территориального и федерального уровня.
    В качестве примера в табл. 1 представлен перечень показателей, используемых аМрДЦ для анализа готовности ЦГиЭ ФМБА России в случае ЧС радиационного характера [2].

Таблица 1

Перечень показателей готовности ЦГиЭ ФМБА России

Показатель
1. Нормативная база
1.1 Наличие нормативно-методической документации в соответствии с установленным перечнем
1.2 Результаты и выводы ранее проведенных оценок готовности
1.3 Исполнение мероприятий по результатам проверок
2. Подготовка персонала
2.1 Подготовка врачебного персонала (квалификация, стаж работы, курсы повышения квалификации)
2.2 Подготовка инженерного персонала
2.3 Подготовка среднего медицинского и технического персонала
3. Мощность базы ЦГиЭ
3.1 Виды и объем проводимых измерений и анализов
3.2 Количество проводимых обследований, подготавливаемых отчетов и заключений
3.3 Наличие и площадь оборудованных лабораторных помещений
3.4 Возможности по наращиванию мощности при радиационной аварии
3.5 Численность и укомплектованность аварийных бригад (групп)
4. Материально-техническое обеспечение
4.1 Наличие приборов и оборудования в соответствии с утвержденными перечнями
4.2 Наличие аттестованных методик измерений, в том числе, проведения экспрессных анализов содержания радионуклидов в пробах внешней среды, продуктах питания и питьевой воды
4.3 Наличие передвижных лабораторий радиационного контроля и их оснащение
4.4 Обновляемость лабораторной и измерительной базы
4.5 Наличие вычислительной техники и расчетных программ
4.6 Наличие современных систем связи, в том числе, для обмена информацией с обслуживаемым предприятием
4.7 Наличие комплектов аварийных укладок и их соответствие утвержденному перечню
4.8 Вопросы финансирования обеспечения потребностей в технике, приборному оснащению, оснащению аварийными укладками и др.
5. Отработка действий персонала в учениях и тренировках
5.1 Знание персоналом должностных инструкций по действиям в случае радиационной аварии
5.2 результаты и выводы по проведенным тренировкам и учениям
5.3 Планы проведения тренировок, учений и учебных занятий

    Приведенные показатели, в известном смысле, носят административный характер и должны быть сформулированы для каждой организации ФМБА России с учетом специфики обслуживаемого предприятия.
    В то же время, официальное утверждение подобных показателей и введение их в формы отчетности позволит сформировать электронную базу данных для постоянного динамического контроля и формулирования перспективных задач по управлению и совершенствованию готовностью.
    Возможное участие организаций ФМБА России на федеральном, региональном и территориальном (местном) уровнях с целью эффективного планирования и организации проведения медико-санитарных мероприятий представлено в табл. 2.

Таблица 2

Участие организаций ФМБА России в случае радиационной аварии на обслуживаемых объектах и территориях

Уровни Медицинские последствия Санитарно-эпидемиологические последствия
Федеральный Необходимо предусматривать участие нескольких специализированных клинических центров ФМБА России для обследования и лечения пострадавших с различными формами и степенью тяжести лучевых поражений. Одновременно потребуется проведение широкомасштабных клинико-диагностических мероприятий по обследованию пострадавших и вовлеченных лиц. Необходимо предусматривать масштабные мероприятия по дозиметрическому обследованию населения с целью оценки обоснованности и эффективности защитных мер. Проведение контроля и соответствующие мероприятия по ограничению потребления населением местной сельскохозяйственной продукции и водопользования могут охватывать территорию нескольких административно-территориальных образований.
Региональный Необходимо предусматривать участие специализированного клинического центра ФМБА России, в том числе – отделения с асептическим режимом ведения больных для лечения ОЛБ и местных лучевых поражений. Может потребоваться использование спектрометров излучений человека (СИЧ), биофизических и цитогенетических лабораторий. Необходимо предусматривать мероприятия по дозиметрическому обследованию населения с целью оценки эффективности защитных мер. Проведение контроля и соответствующие мероприятия по ограничению потребления населением местной сельскохозяйственной продукции и водопользования могут охватывать ареалы расположения нескольких сельских населенных пунктов.
Местный Необходимо предусматривать амбулаторное медицинское и дозиметрическое обследование нескольких десятков человек, включая СИЧ, использование биофизических и цитогенетических исследований. Проведение контроля и соответствующие мероприятия по ограничению потребления населением местной сельскохозяйственной продукции.

    Данная таблица иллюстрирует наличие реально имеющихся сил и средств, а также возможности дифференцированного подхода к управлению готовностью и планированием медико-санитарного обеспечения соответственно уровню допускаемых радиологических угроз или масштабов радиационной аварии в случае ее возникновения. Уникальными особенностями системы ФМБА России, в отличие от общей системы здравоохранения РФ и зарубежных стран, является максимальное приближение медицинской базы к обслуживаемому радиационно-опасному предприятию, знание медицинской и гигиенической специфики вредных производственных факторов, в т.ч. и характерных факторов возможных радиационных инцидентов и аварий. Весь предшествующий опыт организации системы аварийного реагирования ФМБА России строится на этапной системе оказания медицинской помощи и тесном сочетании лечебных и радиационно-гигиенических мероприятий в зависимости от конкретных условий и последствий радиационной аварии (табл. 3) [2, 3]. Важное место занимает научно-методическая поддержка со стороны ведущих научных центров и созданных на их базе региональных аварийных медико-дозиметрических центров, включая специализированные аварийные бригады. При этом в случае крупной радиационной аварии предполагается решение многочисленных вопросов взаимодействия, в т.ч. и с территориальными органами управления здравоохранением и медицинскими учреждениями.
    Одной из важных положительных особенностей дифференцированного подхода, установленного Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», и сформулированного в публикациях МАГАТЭ [4–6], является стремление избежать избыточного планирования и сложных решений в реализации системы аварийного реагирования. Не обсуждая принципиальных отличий в классификации ЧС природного и техногенного характера от классификации собственно радиационных аварий, следует подчеркнуть неудачность прямых сравнений, например, по числу погибших людей, прямому экономическому ущербу и т.д. так, в реальной практике даже в случае переоблучения одного человека зачастую вопросы диагностики (обследования) и последующего лечения решаются на федеральном уровне, в специализированном клиническом центре. При этом, конечно, важное место занимает и территориальное (местное) звено: здравпункт, МСЧ, ТО и ЦГиЭ ФМБА России.

Таблица 3

Этапы и оптимальные сроки оказания медицинской помощи

Этап медицинской эвакуации Медицинские формирования и организации Вид медицинской помощи Оптимальное время начала оказания медицинской помощи
1. Место аварии Персонал предприятия Первая помощь в виде само- и взаимо- помощи Сразу после радиационного воздействия
2. Санитарный пост, санитарный пропускник Формирование гражданской обороны (санитарный пост, санитарная дружина) Первая медицинская, санитарная обработка Первые 10–20 мин
3. Здравпункт фельдшер здравпункта, радиологическая бригада МСЧ Доврачебная, первая врачебная Первые 20—30 мин
4. Сортировочная площадка, автомобиль скорой медицинской помощи Бригада скорой медицинской помощи Медицинская сортировка, первая врачебная Первые 30—60 мин
5. Специализированное приемное отделение МСЧ Радиологическая бригада МСЧ Первая врачебная, санитарная обработка Первые 1—2 ч
6. Профильные отделения МСЧ Стационар МСЧ:
– отделение профпа-тологии;
– отделение травматологии;
– отделение интенсивной терапии и реанимационное
Квалифицированная, квалифицированная с элементами специализированной Начиная с первых 1—2 ч
7. Специализированный стационар Профильные отделения Специализированная, высокотехнологическая Начиная с момента поступления (ориентировочно не позднее нескольких часов и 1 сут)

    Особенностью рассматриваемого подхода при определении должной (базовой) «планки» готовности организации ФМБА России к ЧС радиационного характера является выявление масштаба медико-санитарных последствий на основе градации доз облучения и численности пострадавших. Кроме того, такой подход опирается на анализ исторического опыта радиологических последствий имевших место радиационных аварий и ясные представления о возможности организаций ФМБА России проводить необходимые диагностические процедуры и лечение больных с различными формами лучевого поражения.
    Оценка доз облучения персонала и населения в начальном периоде аварии может иметь существенные погрешности, связанные с неопределенностями используемых расчетных методов и недостаточностью необходимой информации для получения этих оценок. Поэтому при сортировке, оказании помощи пострадавшим и оценке тяжести их состояния используются клинические проявления радиационного воздействия [7]. тем не менее, доза облучения является универсальным, интегральным показателем, позволяющим оценивать уровень участия организаций ФМБА России в аварийном реагировании с учетом численности облученных лиц (табл. 4).

Таблица 4

Уровни участия медицинских организаций ФМБА России в аварийном реагировании в зависимости от доз облучения и количества пострадавших и вовлеченных лиц

Уровень >1 Гр на все тело 0,2–1,0 Зв 0,05–0,2 Зв 0,005–0,05 Зв
  Число пострадавших и вовлеченных лиц
Федеральный >5 >50 >500 >5000
Региональный 1–5 10–50 100–500 1000–5000
Местный нет <10 <100 <1000

    Рассматриваемые диапазоны доз и число пострадавших в данной таблице не отражают структуру радиационных поражений. Число пострадавших по каждому из столбцов соединяется союзами и/или. Это означает, что в случае наличия более 5 человек с дозами облучения свыше пороговых значений для детерминированных эффектов, нуждающихся в специализированном лечении, требуется обеспечивать готовность всех специализированных клиник ФМБА России. В случае значительного числа больных с тяжелыми формами ОЛБ (несколько десятков) может потребоваться решение вопросов взаимодействия с лечебными учреждениями других министерств и ведомств, обеспечивая при этом безопасные условия госпитализации пациентов. Следуя указанной экспертной оценке, задействование ресурсов федерального уровня ФМБА России следует предусматривать в случае необходимости проведения углубленного медицинского и дозиметрического обследования более 50 лиц с дозами облучения свыше 200 мЗв. При этом может потребоваться привлечение нескольких лабораторий СИЧ и биофизических лабораторий, использование цитогенетических методик для проведения обследования и верификации дозовых нагрузок. Указанные ситуации будут, скорее всего, касаться персонала аварийного объекта и аварийно-спасательных формирований, принимавших участие в ликвидации последствий радиационной аварии.
    Облучение в диапазоне доз от 50 до 200 мЗв в случае радиационной аварии (в т.ч. – в пределах доз, используемых в качестве критериев для принятия неотложных решений в соответствии с табл. 6.3 СанПиН 2.6.1.2523-09) может затрагивать большее число людей. Облучаемыми контингентами могут являться как персонал предприятия и аварийно-спасательных формирований, так и отдельные группы населения, в отношении которых защитные меры были проведены недостаточно эффективно. Во всяком случае, предлагаемым обязательным уровнем готовности, требующим участия в аварийном реагировании организаций ФМБА России федерального уровня, является наличие 500 человек с дозовыми нагрузками в указанном диапазоне. Особенностями организации и, следовательно, обеспечением готовности, является необходимость планирования работы не только специализированных медицинских центров, направленной на массовое клинико-дозиметрическое обследование населения, но и участие нескольких выездных специализированных аварийных бригад. При этом к выполняемым ими задачам следует отнести проведение выборочного дозиметрического обследования населения с использованием мобильных комплексов СИЧ, отбор проб крови для проведения цитогенетических исследований, радиационно-гигиеническое обследование территории населенных пунктов и их сельскохозяйственных ареалов.
    Приведенные примеры в известной степени будут характерны и для обеспечения готовности на региональном уровне. Основной особенностью здесь, скорее всего, будет являться отсутствие необходимости в дополнительном привлечении сил и средств со стороны медицинских центров Минздрава России и других ведомств. то есть, при указанном масштабе медико-санитарных последствий есть основание полагать, что организации ФМБА России смогут обеспечить достаточный уровень готовности и исполнить лечебно-диагностические и радиационно-гигиенические мероприятия в полном объеме.
    Участие в медико-санитарном обеспечении и аварийном реагировании ТО, МСЧ и ЦГиЭ ФМБА России при любом масштабе радиационной аварии, безусловно, является приоритетным и будет носить обязательный характер. В МСЧ основное внимание должно уделяться оказанию неотложной и квалифицированной медицинской помощи пострадавшим и их подготовке к транспортированию в специализированный стационар федерального уровня. Важными и необходимыми мероприятиями являются проведение упрощенного дозиметрического обследования (предварительной оценки поверхностного радиоактивного загрязнения пациентов, а также поступления радиоактивных веществ внутрь организма), отбор, подготовка и передача необходимого объема биологических проб для последующих исследований в специализированных лабораториях. Большое значение будут иметь радиационно-гигиенические мероприятия, связанные с выявлением лиц, главным образом среди населения, нуждающихся в дополнительном обследовании, сбором и анализом данных индивидуального дозиметрического контроля персонала предприятия, а также осуществление радиационно-гигиенического обследования территории зоны наблюдения радиационно-опасного объекта.
    Разработка пространственно-временных моделей формирования дозовых нагрузок на персонал в условиях неконтролируемого облучения в случае радиационной аварии сопряжена с еще большими неопределенностями по сравнению с результатами прогноза радиологических последствий для населения в случае аварийного выброса. Поэтому при оценке возможных медико-санитарных последствий здесь используются некие консенсусные (экспертные) подходы, основанные на историческом опыте имевших место радиационных событий.
    Данные ФМБЦ им. А.И. Бурназяна и сведения о последствиях радиационных аварий 1945–2010 гг., опубликованные МАГАТЭ [8], свидетельствуют, что в результате единичного аварийного события число пострадавших с различной степенью тяжести ОЛБ составляет от нескольких пострадавших до полутора десятков человек (за исключением аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г.).
    Для иллюстрации консервативной оценки возможных медико-санитарных последствий различных по масштабу радиационных аварий в табл. 5 представлены количественная характеристика и структура пострадавших из числа персонала АЭС на действующем энергоблоке с реактором РБМК-1000. Указанные расчеты выполнены с использованием компьютерной программы REDIAS (рис. 2), разработанной в АМРДЦ. алгоритм программы подготовлен в соответствии с методикой оценки готовности медицинских организаций ФМБА России в случае радиационной аварии, рекомендованной для опытного использования в ФМБА России в 2004 г. Основой методики явились данные по численности и структуре радиационных поражений персонала и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской аЭС, а также имеющиеся сведения по медицинским последствиям радиационных аварий в нашей стране и за рубежом. Экспертным путем были учтены модифицирующие факторы, такие как численность персонала максимальной работающей смены, комбинированные и сочетанные поражения в результате термической и механической травмы и другие факторы.


Рис. 2. Интерфейс программы Redias

    Представленные оценки носят ориентировочный характер, но в то же время использование расчетной программы позволяет оперативно оценивать структуру радиационных поражений в зависимости от исходных данных и рассматриваемого сценария. Получаемые при этом итоговые таблицы могут анализироваться экспертами на предмет реалистичности получаемых оценок.

Таблица 5

Прогноз структуры медико‑санитарных потерь в случае крупной радиационной аварии на АЭС (программа REdIAS)

Факторы аварии Структура поражения
Внешнее облучение тяжело пораженных – до 5 чел.;
средней степени – до 35 чел.;
легкой степени – до 50 чел.;
без прогноза клинических эффектов – до 150 чел.
Внутреннее облучение тяжело пораженных – 0—1 чел.;
средней степени – до 5 чел.;
без прогноза клинических эффектов – до 15 чел.
Общее количество лиц, нуждающихся в оказании специализированной медицинской помощи до 100 чел.
доля сочетанного поражения – 60 %;
доля лиц, нуждающихся в полной санобработке – 60 %
Общее количество лиц, нуждающихся в проведении медицинского обследования и профилактических мероприятиях более 2000 чел.

    В целом, при определении верхнего предела “планки” готовности медицинских организаций ФМБА России в случае крупномасштабной радиационной аварии 6–7 уровня по INЕS следует ориентироваться (по максимальным оценкам) на необходимость оказания медицинской помощи порядка 100 пострадавшим с различными формами лучевых поражений, в т.ч. 10 пораженным – по жизненным показаниям (табл. 5). Указанные значения соответствуют 2–3-кратному запасу при планировании медико-санитарного обеспечения пострадавших (в полном объёме и в оптимальные сроки). Следует также учитывать возможность поступления большего количества лиц в результате гипердиагностики и самостоятельного обращения пострадавших за медицинской помощью.
    Предполагается, что тяжело пострадавшие будут представлены в основном сочетанными и комбинированными поражениями. Практически всегда будет присутствовать необходимость в проведении санитарной обработки пострадавших и, соответственно, в организации санитарно-пропускного режима в лечебном учреждении.
    Разработанные показатели и методика оценки готовности организаций ФМБА России в настоящее время используются АМРДЦ в качестве инструмента исследований и анализа. На этой основе осуществляются консультации и готовятся адресные рекомендации по улучшению тех или иных показателей готовности. На наш взгляд, с учетом накопленного опыта и замечаний опытная версия методики и программы RЕDIAS могут быть официально внедрены в практику работы учреждений ФМБА России лечебного и санитарно-гигиенического профиля. Основным мотивом при этом является возможность выявления «слабого звена», самостоятельный контроль и управление готовностью.

На рис. 3 показана принципиальная схема алгоритма обеспечения готовности медицинской организации в случае радиационной аварии на объекте I категории потенциальной радиационной опасности, согласно СП 2.6.1.2612-10 (ОСПОРБ 99/2010).


Рис. 3. Принципиальная схема оценки показателей и алгоритма обеспечения готовности медицинской организации ФМБА России

Заключение

    Сформулированы общие подходы к количественной оценке противоаварийной готовности организаций ФМБА России в случае радиационной аварии на обслуживаемых предприятиях и территориях. Поддерживаемый уровень готовности должен соответствовать потенциальной или ситуационной угрозе радиационно-опасного объекта и основываться на результатах оценок радиационных последствий проектных и запроектных радиационных аварий, содержащихся в проектной и эксплуатационной документации. Как правило, эти результаты содержат значительный элемент неопределенности, связанный со сложностью моделирования факторов и условий развития аварийной ситуации. Поэтому к численным оценкам медицинских последствий, содержащихся в объектовых планах мероприятий по защите персонала, следует относиться с достаточной степенью осторожности. так, например, опыт участия в проведении комплексных противоаварийных учений на АЭС свидетельствует, что максимальные медицинские последствия, закладываемые эксплуатирующей организацией в сценарий учения для отработки действий ТО и МСЧ, как правило, составляет 1–3 человека из числа персонала аЭС. При этом степень радиационных последствий также является минимальной. Следующий из данного положения практический вывод заключается в необходимости разработки собственно медицинских сценариев учений и тренировок, полезных для отработки тематических вопросов обеспечения готовности организаций ФМБА России.
    Важным элементом поддержания готовности этапов оказания помощи пострадавшим в догоспитальный период является тесное взаимодействие аварийно-спасательных служб и формирований радиационно-опасного объекта и медицинской организации ФМБА России. Для эффективного выполнения мероприятий первой и последующей медицинской помощи пострадавшим при ЧС на АЭС с 05.09.2016 г. вводится в действие «типовое соглашение о взаимодействии филиала АО «Концерн Росэнергоатом» – действующая атомная станция с медицинской организацией ФМБА России при создании и функционировании спасательной медицинской службы АЭС» утвержденное руководителем ФМБА России и Генеральным директором АО «Концерн Росэнергоатом».
    Специалистами АМРДЦ разработана типовая программа проведения различных по тематике учений и тренировок, направленных, в т.ч. на исследование таких вопросов, как сортировка пострадавших, оценка пропускной способности отделений МСЧ, временные параметры, необходимые для проведения комплекса дозиметрических и лабораторных исследований.
    В настоящее время существует необходимость внедрения в практику работы организаций ФМБА России лечебного и санитарно-гигиенического профилей опытной версии методики и компьютерной программы (Redias) по оценке готовности к аварийному реагированию.
    Одним из механизмов оценки и управления готовностью является создание информационно-управляющей системы (базы данных), во многом упрощающей сбор и хранение необходимой информации и ведение документации, позволяющей оценивать динамику развития системы аварийного реагирования, делать выводы и обоснования по ее дальнейшему развитию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексахин Р.М., Булдаков Л.А., Губанов В.А. и соавт. Крупные радиационные аварии: последствия и защитные меры. Под ред. Л.А. Ильина и В.А. Губанова. – М.:ИздАТ. 2001. 752 с.
  2. Организация санитарно‑гигиенических и лечебно‑профилактических мероприятий при радиационных авариях: Руководство. Под ред. Л.А. Ильина. – М.: ФГУ «ВЦМК «Защита» Росздрава. 2005. 524 с.
  3. Грачев М.И., Котенко К.В., Фролов Г.П., Саленко Ю.А. Медико‑санитарное обеспечение аварийно‑спасательных и других неотложных работ при радиационных авариях на предприятиях, обслуживаемых ФМБА России // Медицина труда и промышленная экология. 2012. №10. С. 28–32.
  4. Общие инструкции оценки и реагирования на радиологические аварийные ситуации. МАГАТЭ. Вена. 2004.
  5. Preparedness and Response for a Nuclear or Radiological Emergency. GSR Part 7. IAEA. Vienna. 2015.
  6. Методика разработки мероприятий по реагированию на ядерную или радиологическую аварийную ситуацию (доработка IAEA‑TECDOC‑953). МАГАТЭ. Вена. 2009.
  7. Радиационная медицина: Руководство для врачей‑исследователей и организаторов здравоохранения. Под общ. ред. Л.А. Ильина. Т. 2. Радиационные поражения человека. – М.: ИздАТ. 2001. 432 с.
  8. Уроки реагирования на радиационные аварийные ситуации (1945–2010 годы). МАГАТЭ. Вена. 2013.

Содержание

На головную страницу

Рейтинг@Mail.ru