Атомной промышленности 70 лет: вопросы радиационной защитыОпубликовано в журнале Медицинская радиология и радиационная безопасность (http://www.medradiol.ru). 2016. № 5 Введение В 2015 г. отмечался 70‑летний юбилей отечественной атомной отрасли. 20 августа 1945 г. секретным постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) № 9887сс был создан Специальный комитет Правительства СССР с чрезвычайными полномочиями под председательством Л.П. Берии и Научно‑технический совет. Документ подписал Председатель ГКОСССР И.В. Сталин. Научным руководителем атомной программы был назначен И.В. Курчатов. С этой даты в СССР стартовал Атомный проект. Этим же постановлением ГКО СССР было образовано Первое Главное управление (ПГУ) при СНК СССР во главе с Б.Л. Ванниковым [1]. История и развитие системы нормирования в области радиационной безопасности Одновременно со строительством и вводом в действие
объектов атомной промышленности происходило создание и развитие
специализированной системы медицинского обеспечения персонала этих объектов и
населения атомных городов, а также специального санитарно‑эпидемиологического надзора. Таблица 1 Эволюция основных дозовых пределов облучения для профессиональных работников
|
Дата утверждения, № | Наименование документа | Дозовые пределы |
24.08.1948 № Т‑1031с | Общие санитарные нормы и правила по охране здоровья работающих на объектах А и Б комбината № 817 |
0,1 Р/сут (30 Р/год) При аварии – 25 Р за 15 мин |
10.02.1950 № 2413с | Временные общие санитарные нормы и правила по охране здоровья работающих с радиоактивными веществами |
30 Р/год При аварии – 25 Р за 15 мин |
11.04.1954 № 851с | Санитарные нормы проектирования предприятий и лабораторий |
15 Р/год (0,05 Р/день) При аварии – 25 Р/год |
25.06.1960 № 333‑60 | Санитарные нормы и правила работы с радиоактивными веществами и ИИИ |
5 бэр/год (100 мбэр/нед.) При аварии – 25 бэр/год |
25.08.1969 № 821А‑69 | Нормы радиационной безопасности (НРБ‑69) |
5 бэр/год (3 бэр/кв) При ликвидации аварии – 25 бэр |
07.06.1976 № 141‑76 |
Нормы радиационной безопасности (НРБ‑76, НРБ‑76/87) |
5 бэр/год При ликвидации аварии – 25 бэр |
09.01.1996 № 3‑ФЗ | Закон о радиационной безопасности населения |
20 мЗв/год – средняя за 5 лет (max 50 мЗв/год) При ликвидации аварии – 200 мЗв/год |
19.04.1996, СП 2.6.1.758‑99, 02.07.1999, 07.07.2009, СанПиН 2.6.1.2523 – 09 |
Нормы радиационной безопасности (НРБ‑96, НРБ‑99 и НРБ‑99/2009) |
20 мЗв/год – средняя за 5 лет (max 50 мЗв/год) При ликвидации аварии – 200 мЗв/год |
На международном уровне современная система нормирования в области радиационной безопасности базируется на рекомендациях Международной комиссии по радиационной защите (МКРЗ) и данных научных докладов Научного комитета ООН по действию атомной радиации (НКДАР ООН) [9]. До Второй мировой войны вопросы защиты здоровья человека от действия ионизирующих излучений беспокоили главным образом рентгенологов. В 1928 г. на втором радиологическом конгрессе был создан Комитет по защите от рентгеновских лучей и радия. Бурное развитие атомной науки и ядерных технологий (вначале исключительно оружейной направленности) обусловило то, что в 1950 г. комитет был преобразован в Международную комиссию по радиологической защите. Изначально комиссия занималась вопросами медицинской радиологии, однако со временем область её деятельности расширилась и в наши дни охватывает все аспекты радиационной защиты, что нашло своё отражение в уставе МКРЗ. Периодически МКРЗ публикует документы (рекомендации). Они носят рекомендательный характер, но при этом используются в МАГАТЭ [11] на межгосударственном уровне и национальными компетентными органами для разработки соответствующих нормативов и регламентов. Активное участие в работе МКРЗ, МАГАТЭ, НКДАР ООН принимали и принимают отечественные учёные и, в первую очередь, это учёные Института биофизики МЗ СССР, а в настоящее время ФМБЦ имени А.И. Бурназяна ФМБА России. После выхода в 1990 г. Публикации 60 МКРЗ в различных странах мира был накоплен большой практический опыт, были получены новые научные данные в области радиобиологии, радиационной безопасности и защиты, направленные, прежде всего, на возможность повышения точности оценок радиационно‑обусловленного риска и выработку на этой основе нормативов приемлемого уровня защиты человека. Это привело к разработке и выходу в 2007 г. новых рекомендаций МКРЗ (Публикация 103) [10].
Основные составляющие, определяющие систему обеспечения радиационной
безопасности объектов атомной промышленности и энергетики формировались на
основе опыта, полученного при создании первых ядерных установок, начиная с реактора
Ф‑1, созданного под руководством И.В. Курчатова, и других установок. Выстроенная
за десятилетия система опирается на следующие основные принципы:
– наличие современной и эффективной нормативно‑правовой базы (федеральных законов и иных законодательных актов, норм и правил обеспечения безопасности, руководств, инструкций и других документов);
– техническое обеспечение безопасности объектов (качество проектирования,
строительства, эксплуатации и снятия с эксплуатации, наличие соответствующих
систем контроля, управления и защиты) и наличие комплекса организационно‑технических мероприятий по физической защите объектов;
– высокий уровень профессионализма персонала (квалификация, аттестация, допуск к работе, дисциплина, учёт человеческого фактора, специальные
требования к состоянию здоровья персонала) и культура безопасности.
В разные исторические периоды система обеспечения
безопасности в атомной отрасли имела различные приоритетные направления. В
первые годы приоритетом являлось безусловное выполнение оборонного заказа и
наряду с этим обеспечение защиты персонала и населения от вредного воздействия
радиации. В период начала масштабного строительства в стране атомных станций возникла необходимость обеспечения безопасности населения и окружающей среды в районах размещения АЭС и других атомных производств.
После аварии на АЭС «Три‑Майл Айленд» и на Чернобыльской АЭС у понятия «безопасность атомной отрасли» появилось ещё одно направление – противоаварийная готовность, аварийное реагирование и взаимодействие с «стейкхолдерами», СМИ и обществом в целом. После событий 11 сентября 2001 г. появилось антитеррористическое направление. За последнее десятилетие сформировалось ещё одно направление – безопасная изоляция радиоактивных отходов и переработка отработанного ядерного топлива.
На современном этапе понимание безопасности атомной отрасли –
это безусловная безопасность эксплуатируемых объектов использования атомной
энергии, решение накопленных проблем ядерного наследия и учёт уроков серьёзных аварий на АЭС «Три‑МайлАйленд», Чернобыльской АЭС и на АЭС «Фукусима‑1».
В области радиационной защиты приоритетными всегда являлись основополагающие принципы: это принцип нормирования, принцип обоснования и принцип оптимизации, которые являются краеугольной основой построения системы радиационной безопасности атомной отрасли.
В Российской федерации за последние 20 лет (с 1995 г.) был принят ряд федеральных законов в области использовании атомной энергии и радиационной безопасности, в том числе:
Произошедшие в течение последних 20 лет изменения в нормативно‑правовой сфере Российской
Федерации неизбежно повлияли на изменение облика атомной отрасли. Публикуемые с 2002 г. отраслевые отчёты по безопасности [12] содержат фактические данные о её состоянии, включая радиационную безопасность, информацию о перспективных планах и мероприятиях, направленных
на повышение уровня безопасности, подходы и практические меры по решению
исторически накопленных проблем в атомной отрасли. ежегодная публикация
отраслевых отчётов по безопасности, а с 2010 г. – Публичных годовых отчётов Госкорпорации «Росатом» способствует созданию позитивного имиджа отрасли [13].
Отчёты Госкорпорации «Росатом» по безопасности размещены на сайте:
http://archive.rosatom.ru/aboutcorporation/activity/safety/safety_reports/.
В настоящее время, спустя десятилетия, непросто сравнивать уровни облучения персонала отрасли (табл. 1). Вместе с тем, примером могут быть данные о среднегодовых дозах первенца атомной промышленности ПО «Маяк», которые были впервые опубликованы в журнале «Природа» в 1990 г. и позднее в журнале «Медицинская радиология и радиационная безопасность» (рис. 1) [14, 15].
Рис. 1. Динамика облучаемости персонала основных производств ПО «Маяк» с 1948 г.
Столь высокие дозы в первые годы функционирования предприятия даже с превышением установленных в то время дозовых пределов были обусловлены необходимостью выполнения оборонного заказа в крайне сжатые сроки, несовершенством технологических процессов и радиационной защиты персонала. такие уровни радиационного воздействия были практически исключены на других предприятиях отрасли, при создании которых, безусловно, учитывался опыт обеспечения радиационной безопасности персонала ПО «Маяк», а также широкое участие органов Госсанэпиднадзора и учёных Института биофизики МЗ СССР в решении проблем радиационной безопасности персонала отрасли.
На рис. 2 представлены среднегодовые и коллективные дозы облучения персонала Минатома России в 1992–1999 гг. – индивидуальные максимальные эквивалентные дозы в критическом органе (по НРБ‑76/87), в 2000–2002 гг. – эффективные дозы (по НРБ‑96 и НРБ‑99),на котором достаточно наглядно видны изменения показателей облучаемости при переходе отрасли на новую систему нормирования.
Рис. 2. Среднегодовые и коллективные дозы облучения персонала Минатома России в 1992–1999 гг. – индивидуальные максимальные эквивалентные дозы в критическом органе (по НРБ‑76/87),
в 2000–2002 гг. – эффективные дозы (по НРБ‑96 и НРБ‑99)
Таблица 2
№ | Департаменты, АО, предприятия | Число контролируемых лиц | Средняя доза, (мЗв) |
Число лиц, у которых доза выше 20 мЗв |
Доля от числа контролируемых лиц, в % |
1 | АООТ «ППГХО» | 3500 | 4,0 | ~600 | ~19 |
2 | АО «ТВЭЛ» | 3700 | 2,8 | ~400 | ~11 |
3 | ДЯТЦ: | 18500 | 2,4 | 570 | 2,8 |
ПО «Маяк» | 9120 | 2,1 | 250 | 2,3 | |
СХК | 4760 | 2,5 | 180 | 3,9 | |
ГХК | 3350 | 2,5 | 140 | 4,1 | |
4 | ДРИЯБП, ДПЯБП | 2500 | 3,4 | ~40 | 1,8 |
5 | ДАЭ: | 5600 | 3,4 | ~150 | 2,7 |
НИИАР | 2630 | 3,0 | ~120 | 5,0 | |
6 | РЭА | 24500 | 4,3 | 670 | 2,8 |
7 | ЛАЭС | 5000 | 5,8 | 300 | 5,8 |
8 | Всего по АЭС | 29500 | 4,6 | 970 | 3,3 |
9 | Остальные | 4000 | 1,9 | — | — |
10 | Всего по Минатому | 67300 | 3,5 | ~2730 | 4,0 |
В табл. 2 показана доля персонала Минатома, у которой в 1997–1998 гг. дозы были выше дозового предела, установленного НРБ‑96 (20 мЗв), но, как правило, не выше 50 мЗв [12].
На рис. 3 представлены среднегодовые и коллективные дозы облучения персонала отрасли в период 2000–2015 гг. Видна устойчивая тенденция снижения уровня облучаемости за последние 15 лет.
Рис. 3. Показатели облучаемости персонала отрасли в 2000–2015 гг.
Численность лиц персонала группы А отрасли в 2007–2015 гг. приведена в табл. 3, на рис. 4 – распределение по диапазонам дозы в 2012–2015 гг. и на рис. 5 – тенденция сокращения числа лиц с дозами 20–50 мЗв/год по отрасли в 2000–2015 гг.
Таблица 3
Го д | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Число лиц | 72980 | 71508 | 70286 | 70600 | 68461 | 68393 | 67578 | 67018 | 66150 |
Рис. 4. Распределение по диапазонам доз в 2012–2015 гг.
Уровень облучения персонала Госкорпорации «Росатом» в последние годы может быть охарактеризован следующим образом:
– отсутствуют лица, у которых превышался годовой предел дозы 50 мЗв/год и с
превышением суммарной эффективной дозы за пять последовательных лет предела равного 100 мЗв/год;
– среднегодовые дозы облучения персонала последние шесть лет изменяют‑ ся незначительно и находятся на достаточно низком уровне;
– доля персонала группы А, дозовые нагрузки которого не превышали 1 мЗв/год в 2014 г. составила 54,2 %, а для 91 % – не превышали 5 мЗв/год.
Рис. 5. Данные о числе лиц с дозами 20–50 мЗв по отрасли в 2000–2015 гг.
После выхода в январе 1996 г. федерального Закона «О радиационной безопасности населения», а затем промежуточной версии Норм радиационной безопасности НРБ‑96,
в России произошло существенное обновление нормативно‑правовой базы обеспечения
радиационной безопасности и её гармонизация с международными рекомендациями.
Введение в действие принципиально нового подхода в
нормировании, основанного на концепции эффективной дозы, потребовало значительной перестройки
системы обеспечения радиационной безопасности и выполнения дополнительных мер радиационной защиты для обеспечения соблюдения новых, более жёстких пределов доз [19].
После выхода обновлённой редакции Норм радиационной безопасности (НРБ‑99) и Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ‑99) были выполнены работы по методическому сопровождению введения в действие новых Норм и Правил обеспечения радиационной безопасности. Разработана и реализована иерархия документов нормативно‑методического обеспечения радиационного контроля на предприятиях отрасли. [20]. Эти документы были разработаны в период 2001– 2005 гг. под эгидой методического совета при Департаменте безопасности и чрезвычайных ситуаций Минатома России с большой долей участия сотрудников Института биофизики и изданы в виде сборников «Методическое обеспечение радиационного контроля на предприятии» [21]. В настоящее время проведена актуализация основных методических документов и их переутверждение в
ФМБА России (см. рис. 6).
Рис. 6. Иерархия действующих документов нормативно‑методического обеспечения радиационного контроля на предприятиях отрасли
После выхода рекомендаций МКРЗ 2007 г. (публикации 103) и новых BSS IAEA‑2014 (МОНБ‑115) в целях приведения в соответствии с международными документами предстоит внести изменения в отечественные нормы НРБ‑99/2009. Одним из основных принципов Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской федерации на период до 2025 г., которые утверждены Президентом Российской
Федерации 1 марта 2012 г. № Пр‑539, является принцип гармонизации законодательства Российской федерации с международным законодательством. На Российской научной комиссии по радиологической защите (РНКРЗ) неоднократно обсуждали новые подходы к радиационной защите и проблемы их адаптации к национальной практике. Учитывая это, необходимо создать межведомственную рабочую группу с участием учёных и специалистов различных учреждений
ФМБА России, Госкорпорации «Росатом», Роспотребнадзора, РАН и других ведомств и организовать работу по обновлению отечественной нормативно‑правовой базы в области радиационной защиты.
В настоящее время под эгидой совета по методическому обеспечению радиационной безопасности предприятий отрасли в Госкорпорации «Росатом» совместно с
ФМБА России при участии специалистов ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России
продолжается работа по обновлению документов нормативно‑методического обеспечения радиационного контроля на предприятиях отрасли. Все утверждённые документы предполагается опубликовать в многотомном сборнике «Методическое обеспечение радиационного контроля в атомной отрасли».
Издание нормативно‑методических документов послужит значительным подспорьем и руководящим ориентиром для служб радиационной безопасности предприятий и служб
ФМБА России по осуществлению функций Государственного санитарно‑эпидемиологического надзора в существенном улучшении радиационного контроля за облучаемостью
персонала и повышения уровня радиационной безопасности в отрасли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ