O.A. Кочетков, А.П. Панфилов

Атомной промышленности 70 лет: вопросы радиационной защиты

Опубликовано в журнале Медицинская радиология и радиационная безопасность (http://www.medradiol.ru). 2016.  № 5


Введение

    В 2015 г. отмечался 70‑летний юбилей отечественной атомной отрасли. 20 августа 1945 г. секретным постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) № 9887сс был создан Специальный комитет Правительства СССР с чрезвычайными полномочиями под председательством Л.П. Берии и Научно‑технический совет. Документ подписал Председатель ГКОСССР И.В. Сталин. Научным руководителем атомной программы был назначен И.В. Курчатов. С этой даты в СССР стартовал Атомный проект. Этим же постановлением ГКО СССР было образовано Первое Главное управление (ПГУ) при СНК СССР во главе с Б.Л. Ванниковым [1].
    Перед атомной отраслью стояла жизненно важная задача – обеспечение безопасности государства перед лицом нависшей ядерной угрозы со стороны США. Благодаря усилиям выдающихся учёных крупномасштабные и небывалые по сложности работы были выполнены в самые сжатые сроки. 29 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне был успешно испытан первый советский ядерный заряд (РДС‑1), в 1953 г. прошли испытания первой отечественной термоядерной бомбы (РДС‑6с), в 1954 г. осуществлен пуск первой в мире атомной электростанции, в 1957 г. построена первая атомная подводная лодка К‑3 (проект 627), в 1959 г. был сдан в эксплуатацию первый в мире ледоход с ядерной энергетической установкой («Ленин»).

История и развитие системы нормирования в области радиационной безопасности

    Одновременно со строительством и вводом в действие объектов атомной промышленности происходило создание и развитие специализированной системы медицинского обеспечения персонала этих объектов и населения атомных городов, а также специального санитарно‑эпидемиологического надзора.
    21 августа 1947 г. Совет Министров СССР принимает постановление о создании при Министерстве здравоохранения СССР Третьего Главного управления Минздрава СССР (позднее федеральное управление «Медбиоэкстрем», ныне федеральное медико‑биологическое агентство России), задачами которого были разработка научно обоснованных норм и правил радиационной безопасности и организация медицинского обслуживания работников атомной промышленности. В системе управления организуются научно‑исследовательские институты, медико‑санитарные части и органы Государственного санэпидемнадзора. Первым начальником управления в ранге заместителя министра здравоохранения был назначен начальник медико‑санитарного отдела ПГУ при Совете Министров СССР А.И. Бурназян [2].
    В мае 1946 г. по инициативе А.И. Бурназяна в СССР была создана радиационная лаборатория с целью изучения влияния на организм человека радиации и разработки средств лечения и защиты человека, на базе которой вскоре был образован Институт биофизики Минздрава СССР. Учёные Института активно включились в решение актуальных проблем радиационной медицины, радиационной гигиены, обеспечения радиационной защиты персонала атомной промышленности, разработки норм и правил радиационной безопасности.
    По инициативе И.В. Курчатова на секции НТС ПГУ при СНК СССР в мае 1948 г. был рассмотрен проект временных норм радиационной безопасности, а в августе того же года Главным государственным инспектором 3‑го ГУ Минздрава СССР А.И. Бурназяном были утверждены «Общие санитарные нормы и правила по охране здоровья работающих на объектах комбината  № 817» (ныне – ПО «Маяк»). Следует отметить, что 8 июня на реакторной установке завода А комбината № 817 была осуществлена цепная реакция, а 19 июня первый в СССР промышленный ядерный реактор для наработки оружейного плутония был выведен на проектную мощность (100 МВт) [3].
    Начальный период освоения атомных технологий в СССР (10–15 лет) проходил в условиях гонки ядерных вооружений и военно‑политического противостояния между сверхдержавами, к тому же эффекты воздействия радиации на организм человека были ещё мало изучены, недостаточно были развиты методы дозиметрического и радиометрического контроля, отсутствовали эффективные средства защиты персонала.
    В конце 50‑х годов прошлого века было начато международное сотрудничество по мирному использованию атомной энергии, начали эффективно функционировать международные организации (МАГАТЭ, МКРЗ, НКДАР ООН и др.). В 1956 г. в СССР была принята первая программа строительства АЭС. Первые «открытые» отечественные «Нормы и правила работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений» были утверждены Главной государственной санитарной инспекцией Министерства здравоохранения СССР 25 июня 1960 г. Эти нормы в целом соответствовали принятым в тот период времени международным подходам в области регламентации облучения человека и мер радиационной защиты.
    Эволюция основных дозовых пределов облучения для профессиональных работников России (CCCР) представлена в табл. 1 [4–8].

Таблица 1

Эволюция основных дозовых пределов облучения для профессиональных работников
России (CCCР)

Дата утверждения, № Наименование документа Дозовые пределы
24.08.1948 № Т‑1031с Общие санитарные нормы и правила по охране здоровья работающих на объектах А и Б комбината № 817 0,1 Р/сут (30 Р/год)
При аварии – 25 Р за 15 мин
10.02.1950 № 2413с Временные общие санитарные нормы и правила по охране здоровья работающих с радиоактивными веществами 30 Р/год
При аварии – 25 Р за 15 мин
11.04.1954 № 851с Санитарные нормы проектирования предприятий и лабораторий 15 Р/год (0,05 Р/день)
При аварии – 25 Р/год
25.06.1960 № 333‑60 Санитарные нормы и правила работы с радиоактивными веществами и ИИИ 5 бэр/год (100 мбэр/нед.)
При аварии – 25 бэр/год
25.08.1969 № 821А‑69 Нормы радиационной безопасности (НРБ‑69) 5 бэр/год (3 бэр/кв)
При ликвидации аварии – 25 бэр
07.06.1976 № 141‑76 Нормы радиационной безопасности
(НРБ‑76, НРБ‑76/87)
5 бэр/год
При ликвидации аварии – 25 бэр
09.01.1996 № 3‑ФЗ Закон о радиационной безопасности населения 20 мЗв/год – средняя за 5 лет
(max 50 мЗв/год)
При ликвидации аварии – 200 мЗв/год
19.04.1996, СП 2.6.1.758‑99, 02.07.1999, 07.07.2009,
СанПиН 2.6.1.2523 – 09
Нормы радиационной безопасности
(НРБ‑96, НРБ‑99 и НРБ‑99/2009)
20 мЗв/год – средняя за 5 лет
(max 50 мЗв/год)
При ликвидации аварии – 200 мЗв/год

    На международном уровне современная система нормирования в области радиационной безопасности базируется на рекомендациях Международной комиссии по радиационной защите (МКРЗ) и данных научных докладов Научного комитета ООН по действию атомной радиации (НКДАР ООН) [9]. До Второй мировой войны вопросы защиты здоровья человека от действия ионизирующих излучений беспокоили главным образом рентгенологов. В 1928 г. на втором радиологическом конгрессе был создан Комитет по защите от рентгеновских лучей и радия. Бурное развитие атомной науки и ядерных технологий (вначале исключительно оружейной направленности) обусловило то, что в 1950 г. комитет был преобразован в Международную комиссию по радиологической защите. Изначально комиссия занималась вопросами медицинской радиологии, однако со временем область её деятельности расширилась и в наши дни охватывает все аспекты радиационной защиты, что нашло своё отражение в уставе МКРЗ. Периодически МКРЗ публикует документы (рекомендации). Они носят рекомендательный характер, но при этом используются в МАГАТЭ [11] на межгосударственном уровне и национальными компетентными органами для разработки соответствующих нормативов и регламентов. Активное участие в работе МКРЗ, МАГАТЭ, НКДАР ООН принимали и принимают отечественные учёные и, в первую очередь, это учёные Института биофизики МЗ СССР, а в настоящее время ФМБЦ имени А.И. Бурназяна ФМБА России. После выхода в 1990 г. Публикации 60 МКРЗ в различных странах мира был накоплен большой практический опыт, были получены новые научные данные в области радиобиологии, радиационной безопасности и защиты, направленные, прежде всего, на возможность повышения точности оценок радиационно‑обусловленного риска и выработку на этой основе нормативов приемлемого уровня защиты человека. Это привело к разработке и выходу в 2007 г. новых рекомендаций МКРЗ (Публикация 103) [10].

Формирование и развитие системы обеспечения безопасности в атомной отрасли

Основные составляющие, определяющие систему обеспечения радиационной безопасности объектов атомной промышленности и энергетики формировались на основе опыта, полученного при создании первых ядерных установок, начиная с реактора Ф‑1, созданного под руководством И.В. Курчатова, и других установок. Выстроенная за десятилетия система опирается на следующие основные принципы:
– наличие современной и эффективной нормативно‑правовой базы (федеральных законов и иных законодательных актов, норм и правил обеспечения безопасности, руководств, инструкций и других документов);
– техническое обеспечение безопасности объектов (качество проектирования, строительства, эксплуатации и снятия с эксплуатации, наличие соответствующих систем контроля, управления и защиты) и наличие комплекса организационно‑технических мероприятий по физической защите объектов;
– высокий уровень профессионализма персонала (квалификация, аттестация, допуск к работе, дисциплина, учёт человеческого фактора, специальные требования к состоянию здоровья персонала) и культура безопасности.
    В разные исторические периоды система обеспечения безопасности в атомной отрасли имела различные приоритетные направления. В первые годы приоритетом являлось безусловное выполнение оборонного заказа и наряду с этим обеспечение защиты персонала и населения от вредного воздействия радиации. В период начала масштабного строительства в стране атомных станций возникла необходимость обеспечения безопасности населения и окружающей среды в районах размещения АЭС и других атомных производств.
    После аварии на АЭС «Три‑Майл Айленд» и на Чернобыльской АЭС у понятия «безопасность атомной отрасли» появилось ещё одно направление – противоаварийная готовность, аварийное реагирование и взаимодействие с «стейкхолдерами», СМИ и обществом в целом. После событий 11 сентября 2001 г. появилось антитеррористическое направление. За последнее десятилетие сформировалось ещё одно направление – безопасная изоляция радиоактивных отходов и переработка отработанного ядерного топлива.
    На современном этапе понимание безопасности атомной отрасли – это безусловная безопасность эксплуатируемых объектов использования атомной энергии, решение накопленных проблем ядерного наследия и учёт уроков серьёзных аварий на АЭС «Три‑МайлАйленд», Чернобыльской АЭС и на АЭС «Фукусима‑1».
    В области радиационной защиты приоритетными всегда являлись основополагающие принципы: это принцип нормирования, принцип обоснования и принцип оптимизации, которые являются краеугольной основой построения системы радиационной безопасности атомной отрасли.
    В Российской федерации за последние 20 лет (с 1995 г.) был принят ряд федеральных законов в области использовании атомной энергии и радиационной безопасности, в том числе:

  1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 г. № 170‑ФЗ.
  2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. № 3‑ФЗ.
  3. Федеральный закон «О финансировании особо радиационно‑опасных и ядерно‑опасных производств и объектов» от 03.04.1996 г. № 29‑ФЗ.
  4. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно‑загрязненных участков территории» от 10.07.2001 г. № 92‑ФЗ.
  5. Федеральный закон «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 01.12.2007 г. № 317‑ФЗ.
  6. Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесе‑ нии изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» от 11.07.2011 г. № 190‑фЗ.

    Произошедшие в течение последних 20 лет изменения в нормативно‑правовой сфере Российской Федерации неизбежно повлияли на изменение облика атомной отрасли. Публикуемые с 2002 г. отраслевые отчёты по безопасности [12] содержат фактические данные о её состоянии, включая радиационную безопасность, информацию о перспективных планах и мероприятиях, направленных на повышение уровня безопасности, подходы и практические меры по решению исторически накопленных проблем в атомной отрасли. ежегодная публикация отраслевых отчётов по безопасности, а с 2010 г. – Публичных годовых отчётов Госкорпорации «Росатом» способствует созданию позитивного имиджа отрасли [13].
    Отчёты Госкорпорации «Росатом» по безопасности размещены на сайте: http://archive.rosatom.ru/aboutcorporation/activity/safety/safety_reports/.

Показатели облучаемости персонала отрасли в разные периоды времени

    В настоящее время, спустя десятилетия, непросто сравнивать уровни облучения персонала отрасли (табл. 1). Вместе с тем, примером могут быть данные о среднегодовых дозах первенца атомной промышленности ПО «Маяк», которые были впервые опубликованы в журнале «Природа» в 1990 г. и позднее в журнале «Медицинская радиология и радиационная безопасность» (рис. 1) [14, 15].


Рис. 1. Динамика облучаемости персонала основных производств ПО «Маяк» с 1948 г.

    Столь высокие дозы в первые годы функционирования предприятия даже с превышением установленных в то время дозовых пределов были обусловлены необходимостью выполнения оборонного заказа в крайне сжатые сроки, несовершенством технологических процессов и радиационной защиты персонала. такие уровни радиационного воздействия были практически исключены на других предприятиях отрасли, при создании которых, безусловно, учитывался опыт обеспечения радиационной безопасности персонала ПО «Маяк», а также широкое участие органов Госсанэпиднадзора и учёных Института биофизики МЗ СССР в решении проблем радиационной безопасности персонала отрасли.
    На рис. 2 представлены среднегодовые и коллективные дозы облучения персонала Минатома России в 1992–1999 гг. – индивидуальные максимальные эквивалентные дозы в критическом органе (по НРБ‑76/87), в 2000–2002 гг. – эффективные дозы (по НРБ‑96 и НРБ‑99),на котором достаточно наглядно видны изменения показателей облучаемости при переходе отрасли на новую систему нормирования.


Рис. 2. Среднегодовые и коллективные дозы облучения персонала Минатома России в 1992–1999 гг. – индивидуальные максимальные эквивалентные дозы в критическом органе (по НРБ‑76/87),
в 2000–2002 гг. – эффективные дозы (по НРБ‑96 и НРБ‑99)

Таблица 2

Доля персонала Минатома, у которого в 1997–1998 гг. был превышен дозовый предел по НРБ‑96, равный 20 мзв/год

Департаменты, АО, предприятия Число контролируемых лиц Средняя доза, (мЗв) Число лиц,
у которых доза выше 20 мЗв
Доля от числа контролируемых лиц, в %
1 АООТ «ППГХО» 3500 4,0 ~600 ~19
2 АО «ТВЭЛ» 3700 2,8 ~400 ~11
3 ДЯТЦ: 18500 2,4 570 2,8
    ПО «Маяк» 9120 2,1 250 2,3
    СХК 4760 2,5 180 3,9
    ГХК 3350 2,5 140 4,1
4 ДРИЯБП, ДПЯБП 2500 3,4 ~40 1,8
5 ДАЭ: 5600 3,4 ~150 2,7
    НИИАР 2630 3,0 ~120 5,0
6 РЭА 24500 4,3 670 2,8
7 ЛАЭС 5000 5,8 300 5,8
8 Всего по АЭС 29500 4,6 970 3,3
9 Остальные 4000 1,9
10 Всего по Минатому 67300 3,5 ~2730 4,0

    В табл. 2 показана доля персонала Минатома, у которой в 1997–1998 гг. дозы были выше дозового предела, установленного НРБ‑96 (20 мЗв), но, как правило, не выше 50 мЗв [12].
    На рис. 3 представлены среднегодовые и коллективные дозы облучения персонала отрасли в период 2000–2015 гг. Видна устойчивая тенденция снижения уровня облучаемости за последние 15 лет.


Рис. 3. Показатели облучаемости персонала отрасли в 2000–2015 гг.

    Численность лиц персонала группы А отрасли в 2007–2015 гг. приведена в табл. 3, на рис. 4 – распределение по диапазонам дозы в 2012–2015 гг. и на рис. 5 – тенденция сокращения числа лиц с дозами 20–50 мЗв/год по отрасли в 2000–2015 гг.

Таблица 3

Численность лиц персонала группы А отрасли в 2007–2015 гг.

Го д 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Число лиц 72980 71508 70286 70600 68461 68393 67578 67018 66150


Рис. 4. Распределение по диапазонам доз в 2012–2015 гг.

    Уровень облучения персонала Госкорпорации «Росатом» в последние годы может быть охарактеризован следующим образом:
– отсутствуют лица, у которых превышался годовой предел дозы 50 мЗв/год и с превышением суммарной эффективной дозы за пять последовательных лет предела равного 100 мЗв/год;
– среднегодовые дозы облучения персонала последние шесть лет изменяют‑ ся незначительно и находятся на достаточно низком уровне;
– доля персонала группы А, дозовые нагрузки которого не превышали 1 мЗв/год в 2014 г. составила 54,2 %, а для 91 % – не превышали 5 мЗв/год.


Рис. 5. Данные о числе лиц с дозами 20–50 мЗв по отрасли в 2000–2015 гг.

Актуальные вопросы нормативно‑методического обеспечения

    После выхода в январе 1996 г. федерального Закона «О радиационной безопасности населения», а затем промежуточной версии Норм радиационной безопасности НРБ‑96, в России произошло существенное обновление нормативно‑правовой базы обеспечения радиационной безопасности и её гармонизация с международными рекомендациями.
    Введение в действие принципиально нового подхода в нормировании, основанного на концепции эффективной дозы, потребовало значительной перестройки системы обеспечения радиационной безопасности и выполнения дополнительных мер радиационной защиты для обеспечения соблюдения новых, более жёстких пределов доз [19].
    После выхода обновлённой редакции Норм радиационной безопасности (НРБ‑99) и Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ‑99) были выполнены работы по методическому сопровождению введения в действие новых Норм и Правил обеспечения радиационной безопасности. Разработана и реализована иерархия документов нормативно‑методического обеспечения радиационного контроля на предприятиях отрасли. [20]. Эти документы были разработаны в период 2001– 2005 гг. под эгидой методического совета при Департаменте безопасности и чрезвычайных ситуаций Минатома России с большой долей участия сотрудников Института биофизики и изданы в виде сборников «Методическое обеспечение радиационного контроля на предприятии» [21]. В настоящее время проведена актуализация основных методических документов и их переутверждение в ФМБА России (см. рис. 6).


Рис. 6. Иерархия действующих документов нормативно‑методического обеспечения радиационного контроля на предприятиях отрасли

    После выхода рекомендаций МКРЗ 2007 г. (публикации 103) и новых BSS IAEA‑2014 (МОНБ‑115) в целях приведения в соответствии с международными документами предстоит внести изменения в отечественные нормы НРБ‑99/2009. Одним из основных принципов Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской федерации на период до 2025 г., которые утверждены Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 г. № Пр‑539, является принцип гармонизации законодательства Российской федерации с международным законодательством. На Российской научной комиссии по радиологической защите (РНКРЗ) неоднократно обсуждали новые подходы к радиационной защите и проблемы их адаптации к национальной практике. Учитывая это, необходимо создать межведомственную рабочую группу с участием учёных и специалистов различных учреждений ФМБА России, Госкорпорации «Росатом», Роспотребнадзора, РАН и других ведомств и организовать работу по обновлению отечественной нормативно‑правовой базы в области радиационной защиты.
    В настоящее время под эгидой совета по методическому обеспечению радиационной безопасности предприятий отрасли в Госкорпорации «Росатом» совместно с ФМБА России при участии специалистов ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России продолжается работа по обновлению документов нормативно‑методического обеспечения радиационного контроля на предприятиях отрасли. Все утверждённые документы предполагается опубликовать в многотомном сборнике «Методическое обеспечение радиационного контроля в атомной отрасли».
    Издание нормативно‑методических документов послужит значительным подспорьем и руководящим ориентиром для служб радиационной безопасности предприятий и служб ФМБА России по осуществлению функций Государственного санитарно‑эпидемиологического надзора в существенном улучшении радиационного контроля за облучаемостью персонала и повышения уровня радиационной безопасности в отрасли.

Заключение

  1. Работа учёных Института биофизики за прошедшие 70 лет тесно связана с развитием атомной отрасли по многим направлениям медицинского обеспечения, нормативно‑методического и радиационно‑гигиенического сопровождения системы радиационной защиты персонала и населения, противоаварийной готовности. В настоящее время учёные и специалисты ФМБЦ им. А.И. Бурназяна продолжают традиции учёных Института биофизики, которые стояли у истоков построения отечественной системы радиационной безопасности в атомной отрасли.
  2. Текущее функционирование предприятий атомной отрасли в полной мере соответствует национальному законодательству, нормам и правилам радиационной безопасности (РБ), случаи превышений установленных нормативов РБ для персонала были редки и, как правило, не представляли опасности для здоровья. С 2000 г. после введения в действие НРБ‑99 значительно сократилось число лиц, индивидуальные дозы которых превышали 20 мЗв/ год. Отсутствуют лица с дозами свыше 50 мЗв/год (с 2008 г.), а также лица с суммарной эффективной дозой более 100 мЗв/год за 5 последовательных лет. В настоящее время группа повышенного риска насчитывает 848 человек, из них 659 – это работники Концерна «Росэнергоатом», занятые, в основном, на ремонтных работах. Средний возраст работников группы повышенного риска составляет 60 лет, среди них нет лиц моложе 45 лет.
  3. Под эгидой Совета по методическому обеспечению радиационной без‑ опасности предприятий отрасли в Госкорпорации «Росатом» совместно с ФМБА России проводится работа по обновлению документов нормативно‑методического обеспечения радиационного контроля на предприятиях отрасли в соответствии с требованиями НРБ‑99/2009 и ОСПОРБ‑99/2010.
  4. Новые подходы к радиационной защите и проблемы их адаптации к национальной практике неоднократно обсуждали на Российской научной комиссии по радиационной защите (РНКРЗ) РАН. Предлагается создать рабочую группу с участием учёных и специалистов заинтересованных учреждений ФМБА России, Роспотребнадзора, Госкорпорации «Росатом», РАН и других ведомств и организовать работу по обновлению отечественной нормативно‑правовой базы в области радиационной защиты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История атомной отрасли. Сайт Госкорпорации «Росатом». Об атомной отрасли.
  2. Кузнецов В.М.Становление атомного комплекса Российской Федерации (историко‑технический анализ конструкционных, технологических и материаловедческих решений) – М.: Изд‑во МНЭПУ, 2006. 344 с.
  3. Гуськова А.К. Атомная отрасль глазами врача. – М.: Реальное Время, 2004. 240 с.
  4. Проблемы ядерного наследия и пути их решения. Под общ. ред. Е.В. Евстратова, А.М. Агапова, Н.П. Лаверова, Л.А. Большова, И.И. Линге. – М.: ОАО «Энергопроманалитика», 2010. 376 с.
  5. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. № 3‑ФЗ.
  6. Нормы радиационной безопасности (НРБ‑96). Гигиенические нормативы ГН2.6.1.054‑96. – М.: Минздрав России, 1996.
  7. Нормы радиационной безопасности (НРБ‑99). Гигиенические нормативы СП 2.6.1.758‑99. – М.: Минздрав России, 1999.
  8. Нормы радиационной безопасности (НРБ‑99/2009). СанПин. 2.6.1.2523‑09. – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. 100 с.
  9. Источники и эффекты ионизирующего излучения. Научный комитет ООН по действию атомной радиации. Доклад НКДАР ООН 2000 г. Генеральной Ассамблее с научными приложениями (в 4‑х тт.). Пер. с англ. – М.: РАДЭКОН, 2002.
  10. International Commission on Radiological Protection. Te 2007 Recommendations of the International Commission on Radiological Protection. ICRP, Publication 103 //Ann. ICRP. 2007. Vol. 37, No. 24. Elsevier, 2007. Русский перевод. Публикация 103 Международной комиссии по радиационной защите (МКРЗ). – М.: Изд.‑во ООО ПКФ «Алана», 2009.
  11. Международное агентство по атомной энергии. Международные основные нормы безопасности. Радиационная защита и безопасность источников излучения. Об‑ щие требования безопасности. Часть 3. Серии изданий МАГАТЭ по безопасности, № GSR Part 3. Вена: МАГАТЭ, 2014.
  12. Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Федеральное агентство по атомной энергии, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Отчёты по безопасности. – М.: Изд‑во «Комтехпринт», Изд‑во ООО «Алиса‑Медиа», 2002–2015 гг.
  13. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Публичные годовые отчёты Госкорпорации «Росатом» 2011–2015 гг.
  14. Никипелов Б.В., Лызлов А.Ф., Кошурникова Н.А. Опыт первого предприятия атомной промышленности // Природа. 1990. № 2. С. 30–38.
  15. Лызлов А.Ф., Василенко Е.К., Князев В.А. Индивидуальный дозиметрический контроль на первом предприятии атомной промышленности России – Производственном объединении «Маяк» – с начала его деятельности и по настоящее время // Мед. радиол. и радиац. безопасность. 1995. Т. 40. № 5. С. 85–87.
  16. Международное агентство по атомной энергии. Нормы МАГАТЭ по безопасности. Основополагающие принципы. Основы безопасности № SF‑1. Вена: МАГАТЭ, 2007.
  17. Иванов В.К., Цыб А.Ф., Панфилов А.П., Агапов А.М. Оптимизация радиационной защиты: «дозовая матрица». – М.: Медицина. 2006. 304 c.
  18. Иванов В.К., Корело А.М., Панфилов А.П., Райков С.В. АРМИР: система оптимизации радиологической защиты персонала. – М.: Издательство Перо. 2014. 302 с.
  19. Кутьков В.А., Панфилов А.П., Кочетков О.А. и соавт. Контроль соблюдения требований Норм и Правил // АНРИ. 2001. № 3 (26). С. 14–15.
  20. Кочетков О.А., Кутьков В.А., Панфилов А.П. Методическое обеспечение введения в действие новых Норм радиационной безопасности // В сб. «Методическое обеспечение радиационного контроля на предприятии». – М.: Минатом, Минздрав Рос‑ сии, Федеральное управление медико‑биологических и экстремальных проблем. Том 1. 2001. С. 4–21.
  21. Сборники «Методическое обеспечение радиационного контроля на предприятии». Тома 1–5. – М.: Минатом, Минздрав России, ФУ «Медбиоэкстрем», 2001–2005.
  22. Кочетков О.А., Кутьков В.А., Нурлыбаев К.Н. и соавт. Актуальные задачи дозиметрического контроля //АНРИ. 2014. № 2 (77). С. 29–36.

Содержание

На головную страницу

Рейтинг@Mail.ru