В первых книгах Альманаха
представлен был мною читателям взгляд на древнюю
и современную гастрономию, а в настоящей третьей
книги нахожу не лишним сказать в нескольких
словах о пище вообще.
Каждому из читателей известно, что
пища есть потребность природы человеческой, от
которой зависит наша жизнь, а потому мы должны
заботиться о пище, как о главном условии нашего
существования. Пища укрепляет наши физическия
силы, побуждает человека к заботливости и трудам,
действует на развитие возраста и характера, на
нравы, обычаи, а часто и на участь нашу. Но не
каждый из читателей обращает внимание на то, что
употребление пищи есть в своем роде искусство
немаловажное, которое изучается лишь
долголетним опытом.
Пища, приготовленная со вкусом из
хороших и свежих припасов и употребляемая
своевременно в умеренном количестве, укрепляет
силы и успокоивает в часы отдохновения мысли и
чувства, а потому смело можно
сказать, что она служит первым условием к
приобретению здоровья, если потребителями будет
соблюдено надлежащее соображение, как в
отношении климата, времени года, так и образа
жизни. Умолчу о последствиях, которые могут
происходить от употребления пищи с излишеством,
несвоевременно, дурно приготовленной и из
припасов подвергшихся порче.
Читатель вероятно встречал, если не
злосчастныя, то печальный последствия от дурной
пищи и от неумеренности употребления. Это
случается более с людьми праздными и живущими
преимущественно в жарком климате.
Праотцы наши питались простою пищею и
доживали до глубокой старости, окруженные
многочисленными семейством. Но с размножением
рода человеческаго стали постепенно вводиться
улучшения в пище.
Образованность на Востоке породила
роскошные яства, а в древнем
Риме возникли обжорство и расточительность, как
объяснено в статье о древней Гастрономии (см. кн.
2, стр. IV), и так Римляне, не умея употреблять дары
природы, заслужили порицание даже отдаленнаго
веками потомства. В самом деле, читая в истории
известия о древних Римских пирах, находим, что
избыток не имел пределов. Должно полагать, что
тогдашний век и быт народа вынуждали к подобному
образу жизни.
В нашем образованном веке не мало
встречается обстоятельств, принуждающих даже и
расчетливых людей жить роскошно. Хотя настоящие
великолепные банкетные обеды и балы не имеют уже
и следа Римских причуд и расточительности, но
обходятся дорого и будучи введены модою в
общественную жизнь, сделались почти
необходимостью в каждом сословии.
Где оказывается красота в полном ея
блеске, грациозность и ловкость молодых людей
как не на балах, где приятныя беседы, радушие и
гостеприимство более оказаться могут как не за
обедом; чем можем увенчать радостный минуты
нашей жизни (которых встречаем не много), как не
принятием ближних за общую трапезу; где
оканчивается долголетняя вражда и снискивается
дружба и проч. как не за вкусным обедом? Одним
словом, всякое дело получает правильное или
косвенное направление, в суетливом общежитии
человеческом, на обедах и балах. Что значило бы
счастье (если оно существует на свете) и роскошь,
без вкуснаго обеда? В древнее и настоящее время,
здравомыслящий человек не отказывает прихотям
своего вкуса, тем более, что в пище находим
единственную роскошь, которая нас не утомляет
целую жизнь, но с удовольствием употребляется
ежедневно; остальныя же черты роскоши могут
назваться мелочною прихотью. Пища есть
потребность природы, необходимая для нашего
существования; главное же условие уметь
употреблять оную по силе, как средство к
существованию, не следуя Римлянам.
Приготовление пищи в настоящее время
доведено до совершенства, так, что Азиаты,
Римляне и Греки древние законодатели трапез,
изумились бы при виде нынешняго искусства в
Гастрономии, в которой излишество вовсе
устранено.
Кто называет Гастрономию обжорством,
прихотью или расточительностию, тот жестоко
ошибается. Гастрономия есть утонченность вкуса,
усовершенствование разнородной пищи, соединение
различных даров природы в таком размере, что пища
делается приятною для употребления и безвредною
для здоровья. Гастрономом должен быть каждый
образованный человек потому, что было бы странно
не знать, что составляет главное условие нашей
жизни, и слепо доверять каждому приготовителю
пищи, не знающему искусства приготовления,
грубому или неопытному человеку, который по
незнание соединений многочисленных продуктов,
может невинно повредить здоровью.
В Германии дамы всех сословий приняли
на себя труд наблюдать за изготовлением пищи, а
потому опрятность в кухнях и выбор продуктов и
растений всякаго рода доведены до совершенства,
и в нашем отечестве многия высшаго круга дамы
переняли этот похвальный обычай, а со временем и
остальные найдут в Гастрономии развлечение, и
тогда мы, в нашем здоровом климате, перещеголяем
в этом и соседей наших Германцев.