Несколько слов о пище

    В первых книгах Альманаха представлен был мною читателям взгляд на древнюю и современную гастрономию, а в настоящей третьей книги нахожу не лишним сказать в нескольких словах о пище вообще.
    Каждому из читателей известно, что пища есть потребность природы человеческой, от которой зависит наша жизнь, а потому мы должны заботиться о пище, как о главном условии нашего существования. Пища укрепляет наши физическия силы, побуждает человека к заботливости и трудам, действует на развитие возраста и характера, на нравы, обычаи, а часто и на участь нашу. Но не каждый из читателей обращает внимание на то, что употребление пищи есть в своем роде искусство немаловажное, которое изучается лишь долголетним опытом.
    Пища, приготовленная со вкусом из хороших и свежих припасов и употребляемая своевременно в умеренном количестве, укрепляет силы и успокоивает в часы отдохновения мысли и чувства, а потому смело можно сказать, что она служит первым условием к приобретению здоровья, если потребителями будет соблюдено надлежащее соображение, как в отношении климата, времени года, так и образа жизни. Умолчу о последствиях, которые могут происходить от употребления пищи с излишеством, несвоевременно, дурно приготовленной и из припасов подвергшихся порче.
    Читатель вероятно встречал, если не злосчастныя, то печальный последствия от дурной пищи и от неумеренности употребления. Это случается более с людьми праздными и живущими преимущественно в жарком климате.
    Праотцы наши питались простою пищею и доживали до глубокой старости, окруженные многочисленными семейством. Но с размножением рода человеческаго стали постепенно вводиться улучшения в пище.
    Образованность на Востоке породила роскошные
яства, а в древнем Риме возникли обжорство и расточительность, как объяснено в статье о древней Гастрономии (см. кн. 2, стр. IV), и так Римляне, не умея употреблять дары природы, заслужили порицание даже отдаленнаго веками потомства. В самом деле, читая в истории известия о древних Римских пирах, находим, что избыток не имел пределов. Должно полагать, что тогдашний век и быт народа вынуждали к подобному образу жизни.
    В нашем образованном веке не мало встречается обстоятельств, принуждающих даже и расчетливых людей жить роскошно. Хотя настоящие великолепные банкетные обеды и балы не имеют уже и следа Римских причуд и расточительности, но обходятся дорого и будучи введены модою в общественную жизнь, сделались почти необходимостью в каждом сословии.
    Где оказывается красота в полном ея блеске, грациозность и ловкость молодых людей как не на балах, где приятныя беседы, радушие и гостеприимство более оказаться могут как не за обедом; чем можем увенчать радостный минуты нашей жизни (которых встречаем не много), как не принятием ближних за общую трапезу; где оканчивается долголетняя вражда и снискивается дружба и проч. как не за вкусным обедом? Одним словом, всякое дело получает правильное или косвенное направление, в суетливом общежитии человеческом, на обедах и балах. Что значило бы счастье (если оно существует на свете) и роскошь, без вкуснаго обеда? В древнее и настоящее время, здравомыслящий человек не отказывает прихотям своего вкуса, тем более, что в пище находим единственную роскошь, которая нас не утомляет целую жизнь, но с удовольствием употребляется ежедневно; остальныя же черты роскоши могут назваться мелочною прихотью. Пища есть потребность природы, необходимая для нашего существования; главное же условие уметь употреблять оную по силе, как средство к существованию, не следуя Римлянам.
    Приготовление пищи в настоящее время доведено до совершенства, так, что Азиаты, Римляне и Греки древние законодатели трапез, изумились бы при виде нынешняго искусства в Гастрономии, в которой излишество вовсе устранено.
    Кто называет Гастрономию обжорством, прихотью или расточительностию, тот жестоко ошибается. Гастрономия есть утонченность вкуса, усовершенствование разнородной пищи, соединение различных даров природы в таком размере, что пища делается приятною для употребления и безвредною для здоровья. Гастрономом должен быть каждый образованный человек потому, что было бы странно не знать, что составляет главное условие нашей жизни, и слепо доверять каждому приготовителю пищи, не знающему искусства приготовления, грубому или неопытному человеку, который по незнание соединений многочисленных продуктов, может невинно повредить здоровью.
    В Германии дамы всех сословий приняли на себя труд наблюдать за изготовлением пищи, а потому опрятность в кухнях и выбор продуктов и растений всякаго рода доведены до совершенства, и в нашем отечестве многия высшаго круга дамы переняли этот похвальный обычай, а со временем и остальные найдут в Гастрономии развлечение, и тогда мы, в нашем здоровом климате, перещеголяем в этом и соседей наших Германцев.