О сайте

    Сайт Ядерная физика в Интернете был создан в 2000 г. силами кафедры общей ядерной физики физического факультета МГУ при содействии и на технической базе Научно-исследовательского института ядерной физики (НИИЯФ) МГУ. Направленность сайта - образование в области физика ядра и частиц. В первую очередь его материалы предназначены для студентов физических факультетов классических университетов, изучающих эту науку в рамках  общего курса физики. Мы опубликовали лекционные материалы - "Физика ядра и частиц. XX век" ("дайджест" для беглого знакомства с нашей наукой), "Шпаргалка для отличника" (сюда вошли материалы общего курса, и не только). На сервере представлены также материалы к семинарским занятиям - задачи с подробными решениями и разработки к семинарам. На сайте публикуются описания задач общего ядерного практикума физического факультета. Кроме того, в стадии разработки и тестирования находится виртуальный ядерный практикум. У нас публикуются также материалы для студентов и аспирантов, специализирующихся в области физики ядра и частиц. Одной из основных задач, которая ставилась нами при работе над сайтом, - восполнить нехватку, а также недоступность по финансовым причинам современной учебной литературы. Это особенно остро ощущается в такой быстро развивающейся науке как физика ядра и частиц.
    Кроме того, будем рады, если материалы сайта окажутся полезными  любознательным.   Знание основ современных ядерных технологий, без которых человечество уже обойтись не может, необходимо, чтобы избегать опасностей, которая она таит из-за их недооценки. И, что не менее важно, не страдать радиофобией, которая возникает от невежественной переоценки опасности.
    Мы также надеемся, что сайт помогает противостоять экспансии антинаучного бреда, которая питается невежеством. Вклад в это вносят не только домашние страницы "непризнанных гениев", но и некоторые сайты, позиционирующие себя как научно-популярные и, к сожалению, имеющие высокие рейтинги. Свобода публикаций, к сожалению, имеет и оборотную сторону. Хотя основная предполагаемая аудитория сайта – студенты и преподаватели высшей школы, по крайней мере часть материалов доступна и школьникам старших классов. При поиске по ключевым словам тематики сайта, сервера Google, Рамблер и Яндекс, как правило дают ссылку на наш сайт в первой десятке своих списков.

Немного статистики


Рис. 1. Посещаемость сайта по учебным годам (mail.ru)

    Статистика посещений отслеживается с ноября 2000 г. с помощью счетчиков mail.ru. До марта 2010 г. счетчики (~30 счетчиков) стояли только на головной странице сайта и на головных страницах отдельных его разделов. В марте 2010 г. счетчики были поставлены на большинство html страниц, что позволило лучше учесть посещаемость (см. рис. 1). Визиты на pdf и djvu файлы не фиксируются.
    В марте 2016 г. было зафиксировано около 12 млн. визитов.

 


Рис. 2. Статистика посещений сайта по месяцам (mail.ru). В неделю фиксируется 4000 – 6000 визитов.

    На рис. 2 показана статистика посещаемости сайта по месяцам. Максимумы в распределении соответствуют зимней и весенней сессиям. Заметную долю в просмотрах сайта занимают материалы по общему курсу "Физика атомного ядра и частиц". Сюда включаются материалы лекций, разработки по семинарам, задачи и др. Доля таких просмотров составляет несколько больше 20%.


Рис. 3. Посещаемость сайта по часам (время московское).

Рис. 4. Посещаемость сайта по дням недели.

    На рис. 3-4 показаны зависимости посещаемости от времени суток и дней недели.


Рис. 5. Статистика посещений на разделы общего курса.

    Максимумы, которые соответствуют сессиям имеют тонкую структур. В них можно выделить максимумы, коррелирующие со времененем зачетной сессии (см рис. 5) разделы, посвященные общему курсу "Физика ядра и частиц".

Распределение по возрасту посетителей сайта "Ядерная физика в Интернете" заметно отличается от глобальной статистики посетителей (рис.6). Возраст около 60% посетителей сайта – 12-24 года, в то время как посетителей других сайтов в этой возрастной группе около 30%. В статистике посещений в возрастной группе >25 лет не обнаруживается характерных "экзаменационных" максимумов.


Рис. 6. Распределение посетителей по возрасту.

   Наибольшее количество посетителей сайта приходится на Москву и Московскую область, около 15-20% и на Санкт-Петербург и область – около 7-10% от всех посетителей по РФ. По данным на  2015 г. доля пользователей Интернета в этих регионах около 70%


Рис. 7. Доля Москвы и Московской области среди посетителей сайта.

   Доля пользователей Интернета по федеральным округам РФ не сильно отличается и составляет около 60%. На рис. 8 показана доля посетителей сайта в общем количестве населения в различных регионах.

 


Рис. 8. Относительное количество посетителей сайта из различных регионов РФ.

    Материалами сайта пользуются также посетители из других стран. Ежемесячно фиксируются заходы из ~100 стран. Наибольшее количество заходов на сайт из Украины, Беларуси и Казахстана (рис. 9). Для визитов из этих стран, как и для России, также характерно двугорбое распределение (рис. 2), что свидетельствует о том, что материалы сайта используются студентами в учебном процессе. На остальные страны бывшего СССР в декабре 2015 г. пришлось около 3% посетителей.


сентябрь-декабрь 2012г

сентябрь 2014г - июнь 2015г


Рис. 9. Распределение количества посетителей по станам.

 


Рис. 10. Количество визитов в месяц из некоторых стран.

    Для большинства стран двугорбое распределение визитов не характерно (рис. 10). Практически для всех стран ясно выражен пик в области март - апрель 2011 г, связанный с катастрофой в Фукусиме.
    На первых позициях в запросах на поисковых серверах, в результате которых посещались страницы сайта, слова радиация, радиоактивность и т.п. Посещаемость соответствующих разделов сайта ("Радиация", "Радиационная экология") в большой степени определяется заходами с поисковых серверов. Доля визитов на эти разделы около 15%. Однако, в связи с фукусимской аварией эта доля заметно выросла (рис. 11). Особенная активность отмечалась в дальневосточном регионе.


Рис. 11. Доля посещений разделов "Радиация" и "Радиационная экология".

    Доля заходов с различных серверов показана на рис. 12.


Рис. 12. Заходы с серверов (2015 г).

 

На головную страницу

Рейтинг@Mail.ru