Момент количества движения

    Собственные значения и собственные функции оператора квадрата момента op_l2 находятся из решения уравнения

op_l2psi = l2psi

(1)

В сферической системе координат уравнение (1) имеет вид

(2)

Уравнение (2) имеет решение, удовлетворяющее стандартным условиям только при определённых дискретных значениях l2 = /h2l(l + 1), где l - целое положительное число (включая и нуль).
    Собственными функциями оператора квадрата момента являются сферические функции Ylm(theta,fi) описывающие состояние с заданным моментом l и его проекцию m на ось z.

где - полином Лежандра (m = 0, +1,..., +l),

    В качестве примера приведены сферические функции для l = 0, 1, 2.

Yl,m(theta,fi) = Yl,-m(theta,fi)

    Проекции op_lx, op_ly, и op_lz, оператора op_l удовлетворяют коммутационным соотношениям

op_lxop_ly - op_lyop_lx = i/hop_lz,
op_lyop_lz - op_lzop_ly = i/hop_lx,
op_lzop_lx - op_lxop_lz = i/hop_ly.

Аналогичным коммутационным соотношениям удовлетворяют проекции оператора полного момента op_j.gif (57 bytes) и спина ŝ. Операторы полного, орбитального моментов и спина связаны соотношением

op_j = op_l + ŝ.

Операторы полного момента op_j и спина ŝ удовлетворяют тем же уравнениям на собственные значения как и оператор орбитального момента количества движения.
    Квадрат момента количества движения vecj1.gif (64 bytes)2 любой изолированной системы также принимает дискретный набор значений

vecj1.gif (64 bytes)2 = /h2J(J + 1),

где J - либо целое число (J = 0, 1, 2, ...), либо полуцелое число (J = 1/2, 3/2,  ...)
Величина J для собственных моментов обычно называется моментом количества движения.
    При заданной величине J проекция момента Jz на ось z принимает 2 J + 1 значений от -splank.gif (65 bytes)J до +splank.gif (65 bytes)J через единицу.

-splank.gif (65 bytes)J, -splank(J - 1), ..., splank(J-1), splankJ.

Аналогичные соотношения можно написать и для операторов op_l и ŝ.
Момент количества движения J3 сложной системы состоящей из двух подсистем с моментами J1 и J2 определяется соотношением

vecj1.gif (64 bytes)32 = (vecj1.gif (64 bytes)1 + vecj1.gif (64 bytes)2)2 = /h2J3(J3 + 1),

где J3 может принимать значения

J3 = ( J1 + J2 ), ( J1 + J2 -1 ), ...., | J1 - J2 |


Ядерная физика в Интернете
Содержание

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

15.11.15