Авария произошла 11 марта 2011 года на японской АЭС Фукусима-1 в результате
стихийного бедствия. Но ключевой причиной этой аварии, также как в Чернобыле,
стала завышенная оценка руководством отрасли и государства достигнутого уровня
безопасности японских АЭС. Уроки Чернобыля японское руководство
проигнорировало, как в свое время руководство СССР проигнорировало уроки тяжелой
аварии на АЭС Три-Майл-Айленд. Независимая парламентская комиссия Японии,
занимавшейся расследованием причин аварии, назвала катастрофу рукотворной [26].
В 1999 году в Японии произошла серьезная авария на заводе по переработке
урана в Токаймуре. После этого был принят государственный Акт по специальным
мерам готовности к авариям на атомных производствах, уполномочивший регулятора (NISA)
возглавить эту работу. Стратегическим просчетом было то, что сами регуляторы
переоценивали существующий уровень защиты АЭС от маловероятных внешних событий с
высокой интенсивностью [27].
Например, регулятор разрешил операторам АЭС не рассматривать ситуацию
длительного отключения внешнего электропитания из-за ее малой вероятности и
наличия на станциях аварийных дизель генераторов. В 2006 году регулятор начал
пересмотр национальных руководств по аварийной готовности с тем, чтобы привести
их в соответствие с новыми международными рекомендациями. В частности,
предусматривалось проведение мероприятий по усилению противоаварийной готовности
в 10-км зоне АЭС Фукусима. Однако у регулятора возникли опасения, что местное
население неправильно истолкует активизацию противоаварийной деятельности. Это
может поставить под сомнение многолетние усилия отрасли по убеждению
общественности в высочайшем уровне безопасности АЭС и повредить развитию
перспективных работ по МОКС топливу. Поэтому пересмотр противоаварийных
руководств затягивался, и к 2011 году не был завершен [27].
Сценарии тяжелых запроектных аварий были исключены из системы аварийной
готовности. Хотя на станциях поводились противоаварийные учения и тренировки,
неработоспособность национальной системы радиационного мониторинга и
прогнозирования обнаружилась только в ходе аварии. Из-за значительных
повреждений инфраструктуры трудно было активировать работу Кризисного центра,
находящегося в 5 км от станции. Через несколько дней Кризисный центр пришлось
передислоцировать в связи с ухудшением радиационной обстановки [27].
Также как в свое время в СССР игнорирование возможности тяжелых аварий в
Японии привело к отсутствию:
готовности руководства и персонала АЭС, а также органов власти
всех уровней к организации радиационной защиты населения на значительных
территориях с многомиллионным населением,
технически обоснованных аварийных планов на случай аварий со
значительным радиоактивным выбросом,
специализированных сил и средств для проведения работ в условиях
тяжелой аварии,
оперативной системы научно-технической и инженерной поддержки
принятия решений по управлению аварией и защите населения и территорий в острой
фазе аварии.
Радиологические последствия японской аварии оказались, к счастью, весьма
ограниченными. Погибших и пострадавших от лучевых поражений среди персонала
аварийной АЭС и населения не было. В первые несколько дней были превентивно
эвакуированы жители 20-км зоны. Через месяц были переселены также жители
территорий, где дозы за первый год могли превысить 20 мЗв. Общее количество
эвакуированных в связи с аварией на АЭС Фукусима-1 – более 100 тыс. человек*.
К декабрю 2011 года число участников ЛПА составляло 23 тыс. человек.Для большинства «ликвидаторов» эффективные дозы не превысили
установленный 14.03.2011 предел дозы 250 мЗв **. Дозы
выше 100 мЗв зафиксированы у 174 человек, в том числе выше 250 мЗв – у шести
человек. Максимальные дозы получили два человека (на уровне 680 мЗв, из них 590
мЗв за счет внутреннего облучения) [27]. По данным НКДАР ООН, дополнительные дозы
облучения для большинства жителей Японии в первый и последующий годы меньше доз,
получаемых от естественного фонового излучения, величина которого в Японии
составляет ежегодно около 2,1 мЗв; средние эффективные дозы для эвакуированных
менее 10 мЗв [28].
Отдаленных радиогенных эффектов у населения не ожидается. У участников ЛПА с
дозами выше 100 мЗв такие эффекты вероятны, но достоверно выявить их в
малочисленной группе невозможно.
Отсутствие прямых радиологических последствий аварии объясняется в основном
превентивной эвакуацией более 100 тысяч человек. В острой фазе при неочевидном
прогнозе развития тяжелой аварии решение об эвакуации жителей из 20-км зоны было
оправданным. Но эвакуация растянулась на годы. На 30 января 2015 г. около 119
тысяч человек все еще оставались в статусе эвакуированных [27].
Масштаб косвенных последствий японской аварии намного превзошел масштаб
прямых радиологических последствий, прежде всего, из-за затягивания решений по
вмешательству и выбора неоправданный критериев.
Например, рекомендации по укрытию в домах в радиусе от 20 до 30 км от
аварийной станции действовали в течение 10 дней (15-25.03.11), все это время
местная инфраструктура была парализована, и десятки тысяч человек предпочли
уехать. 25 марта эта территория была объявлена зоной добровольной эвакуации.
Через месяц (22.04) в зону добровольной эвакуации были также включены районы,
где доза за первый год могла превысить в 20 мЗв [27].
Четких оценок и долгосрочного прогноза радиационных последствий у японских
властей не было практически до середины 2011 года, не были выработаны решения по
основным мерам защиты, и населению сообщались кардинально отличавшиеся оценки
ситуации. В то же время ИБРАЭ РАН потребовались две недели на то, чтобы с
помощью современных программных средств и данных измерений из открытых
интернет-источников получить необходимые оценки, и сделать однозначный вывод о
целесообразности временного отселения после острой фазы аварии только на
небольшой территории с населением около 10 тыс. человек, где дозы могут
превысить 100 мЗв за первый год [30].
Японские власти, ориентируясь на рекомендованный МКРЗ в 2007 году дозовый
диапазон для вмешательства 20 – 100 мЗв/год, выбрали в качестве критерия нижний
уровень – 20 мЗв/год. Исходя из непревышения выбранного дозового критерия,
решение о возвращении эвакуированных людей было отложено до окончания
дезактивационных работ. Прямой экономический ущерб, связанный с длительным
выводом из экономического оборота порядка 1 тыс. км2 густонаселенныхприбрежных территорий и переселением жителей, оценивается на уровне 100 млрд.
долларов США [30]. По факту на конец марта 2013 года в префектуре Фукусима
и за ее пределами были зарегистрированы 146 тыс. эвакуированных, а из бюджета
Японии на преодоление последствий радиационной аварии было выделено порядка 9
млрд. долларов США [31].
Выбор 20 мЗв за первый год в качестве критерия переселения вряд ли можно
назвать оптимальным с точки зрения социально-экономических последствий.
Известно, что даже однократные дополнительные дозы облучения на уровне 100 мЗв
не могут привести к выявляемым негативным последствиям для здоровья. В то же
время вред от переселения для людей, эвакуированных по дозовому критерию,
безусловно, перевесил гипотетическую пользу от снижения дозы.
Негативные последствия для здоровья эвакуированных, не связанные с радиационным
воздействием, суммируются в работе [32]. В числе этих последствий —
высокий уровень дистресса и отдельные симптомы посттравматического стресса.
Психологическая травма чаше всего была обусловлена разделением членов семей в
ходе эвакуации и/или неоднократными переездами с места на место. Сотни
ослабленных людей (больных, пожилых) умерли из-за плохо организованной эвакуации
и длительного проживания в переполненных эвакуационных центрах. Среди причин их
смерти называются неоказание своевременной медицинской помощи в
связи с закрытием лечебных учреждений в зоне эвакуации, физические и моральные
страдания при транспортировке в эвакуационные центры, резкое изменение условий
жизни после переселения в эвакуационные центры и т.п. Для проведения дезактивационных работ за пределами площадки японские власти
выбрали два референтных уровня. В так называемой «зоне экстренной дезактивации»
(циркульная 20-км зона + районы, где дополнительная доза по состоянию на осень
2011 года могла превысить 20 мЗв/год), ответственность за все работы была
возложена на японское правительство. В зоне интенсивного контроля загрязнения с
прогнозируемыми годовыми дозами 1-20 мЗв очистку поручили муниципальным властям,
установив 1 мЗв/год в качестве целевого уровня [27]. Общая площадь
подлежащих дезактивации территорий составляет 13 тыс. км2
или 3% от всей территории Японии. Затраты на эти работы оцениваются на уровне
4,8 млрд. долларов США (370 млрд. иен). В муниципалитетах почва, грязь, листья и
другой мусор с уровнями загрязнения выше 8 кБк/кг собираются и складируются в
больших пластиковых пакетах во временных хранилищах. Ожидаемый объем
накопленных отходов составит порядка 16–22 млн. кубометров (после сжигания
растений и деревьев) [27].
Принятые японскими властями в острый период аварии допустимые уровни
загрязнения на продукты питания по нескольким позициям оказались даже более
жесткими, чем сегодняшние российские нормативы (табл. 7).
Таблица 7. Допустимые уровни содержания 137Cs
в некоторых продуктах питания в России и Японии, 2012 (Бк кг, Бк/л)
Продукт
Россия
Япония
Мясо и
мясные продукты
160
100
Рыба и
рыбные продукты
130
100
Молоко
100
50
Еще один пример непродуманных решений связан с выбором японскими властями
допустимого уровня загрязнения тритием морской воды, используемой для охлаждения
аварийных реакторов. Сотни тысяч тонн ЖРО, очищаемые от
шестидесяти с лишним видов радионуклидов, нельзя сливать в океан и приходится хранить в
цистернах на площадке из-за сверхнормативного загрязнения тритием (~630 кБк/л
при допустимом уровне 60 кБк/л).
Известно, что при уровнях загрязнения воды тритием ниже 37 000 кБк/л (1,0
мКи) ни у человека, ни у лабораторных животных негативные эффекты не
выявлены. Это уровень был установлен контрольными органами Великобритании
в качестве допустимого для сбросов ЖРО завода Селлафилд в период его
наиболее интенсивной деятельности в 1971–1987 годах. Такие сбросы, хотя и в
меньшей интенсивности, продолжаются по настоящее время. При этом индивидуальная
доза облучения для критических групп населения составляет порядка 0,004 мЗв/год
[33].
В СССР в Нормах радиационной безопасности НРБ-76/87 допустимый уровень по
тритию в питьевой воде составлял 150 кБк/л ***. В
Австралии норматив по тритию для питьевой воды составляет 76 кБк/л, в Финляндии
– 30 кБк/л, рекомендуемый уровень ВОЗ – 10 кБк/л, в США – 0,74 Бк/л. Выбор
японскими властями уровня 60 кБк/л для морской воды демонстрирует отсутствие
каких-либо серьезных научных оснований в этом вопросе [34]. В то же время в
префектуре Фукусима рыболовные хозяйства продекларировали, что никогда не
согласятся на слив загрязненной тритием воды в океан, поскольку это отпугнет
покупателей и разрушит их бизнес. Выход из этого тупика японские власти пока не
видят.
Итак, в Японии, как и в СССР, решения властей по выбору критериев
вмешательства в диапазоне малых и сверхмалых доз, по существу, не имели научного
обоснования и исходили из обостренного восприятия радиационной опасности не
только населением, но и самими представителями власти. Эти решения привели к
серьезным социальным и экономическим проблемам и многократно увеличили масштаб
социально-экономических последствий аварии.
* Оценки числа эвакуированных в связи с
радиационной аварией на АЭС колеблются в диапазоне от 11 760 (Комиссия ТЕРСО,
2012 г.) до 164 тыс. человек [27].
** До Фукусимы предел дозы для персонала,
занятого в аварийных работах, составлял 100 мЗв. Через три дня после начала
аварии он был поднят до значения 250 мЗв, которое считается нижним порогом для
регистрации хромосомных аберраций в лимфоцитах [29]
***
В настоящее время в НРБ-99/2009 уровень вмешательства (УВ) для трития
составляет 2 кБк/л